Столетие Вятской губернии
Титульный лист первого тома «Столетия Втской губернии»
Н.И.Шишкин. История города Елабуги с древнейших времен
Н.И.Шишкин. История города Елабуги с древнейших времен. Издание 2007 года
Титульный лист книги К.И.Невоструева
Титульный лист книги К.И.Невоструева

Другие публикации

Other publications

Троицкая деревянная церковь

1 [2]

Алексей Куклин

 

Пересказы современных авторов

В статье «Елабуга заповедная», опубликованной в 2000 году в сборнике «Древняя Алабуга», её автор Д.Г.Галлямова, в ту пору директор Елабужского музея-заповедника, писала: «В 1770 г. елабужское кладбище было переведено за черту поселения — к западу от него, на малмыжской дороге; в 1772 г. сюда перевезли деревянную церковь Троицы из упраздненного Троицкого Каменного монастыря».22)

В изданной в 2008 году книге «Елабуга на службе Богу, Царю и Отечеству» протоиерея С.А.Лепихина о кладбищенской церкви сказано коротко: «Первоначально на месте каменной Троицкой церкви до 1830 года стояла деревянная, перенесенная в 1772 году с упраздненного Троицкого монастыря».23)

И, наконец, в 2007 и 2008 годах в газете «Вечер Елабуги» находим несколько упоминаний об этой церкви в статьях елабужского краеведа А.Н.Иванова: «В 1614-1616 гг. иеромонах Иона Зеленый на месте древнего городища, ныне известного как «Чертово», основал Троицкий мужской монастырь, который просуществовал 150 лет. Он был упразднен в 1764 г. и одна из его деревянных церквей — Троицкая — была перевезена в 1772 г. на кладбище села Трехсвятское...»24) «В 1764 г. монастырь был упразднен, деревянная Троицкая церковь в 1772 г. перенесена на вновь устроенное в 1770 г. кладбище Елабуги… Это кладбище стали называть по церкви — Троицким».25)

Ничего нового в этих кратких пересказах нет, кроме добавленной Д.Г.Галлямовой малмыжской дороги (ныне проспект Нефтяников) и названного А.Н.Ивановым иеромонаха Ионы Зелёного. Д.Г.Галлямова и С.А.Лепихин просто следовали за версией Н.И.Шишкина: 1770 год, как дата основания кладбища, 1772 год, как дата переноса церкви, и 1830 год, как дата, до которой деревянная Троицкая церковь существовала на кладбище, — заимствованы из книги «История города Елабуги с древнейших времен». А.Н.Иванов в случае с годом закрытия монастыря использовал версию Ф.И.Эрдмана, П.Юрьева и П.Н.Кулыгинского, а при определении времени переноса церкви опирался на данные Н.И.Шишкина. При этом все современные авторы писали о деревянной Троицкой церкви не специально, а попутно, по ходу своего основного повествования, посвящённого другим вопросам.

Единственное, что непонятно во всех этих изложениях: откуда у Н.И.Шишкина и его последователей появилась новая дата переноса церкви — 1772 год, которая у предыдущих авторов не встречалась?

Относительно компромиссной версии А.Н.Иванова возникает тот же самый риторический вопрос, что и в случае с датами П.Н.Кулыгинского: если мы допустим, что монастырь был ликвидирован в 1764 году, а церковь из уже несуществующего монастыря перенесли на кладбище в 1772 году, то где она находилась всё это время — на протяжении восьми лет? Лежала в разобранном виде? Но тогда речь идёт не о церкви, а об оставшихся от упразднённого храма строительных материалах.

 

Парадокс компилятора

Есть во всей этой крайне запутанной истории ещё один парадокс.

Николай Иванович Шишкин в своей книге четыре раза упоминает о том, что деревянная церковь была перенесена на кладбище из монастыря. И одновременно на страницах той же самой книги выдвигает ещё одну версию: он публикует материалы, которые полностью опровергают факт существования в монастыре на момент его закрытия церкви во имя Живоначальной Троицы.

В главе «Троицкий упраздненный мужской монастырь в Елабужском каменном Городище» со ссылкой на подлинные описные книги монастыря сказано, что в 1751 году и до самой ликвидации монастыря в нём были только две церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа.

«В 1751 году в монастыре, по описным книгам Троицкого монастыря 1751 года при игумене Виталии значилось две церкви: 1-я Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, холодная с колокольнею, 2-я вновь построенная, деревянная, Сошествия Святого Духа. Эти две церкви, как видно, существовали до 1764 года, когда Елабужский Троицкий монастырь, вместе со многими другими в Российской империи, был упразднен: потому что в репортах 1767-го года 1772 года… значится в нем две деревянные церкви».26)

И где же здесь Троицкая церковь?

Вообще нужно отдать должное Николаю Ивановичу: он один выдвинул большее количество версий относительно монастыря, церкви и кладбища, чем все предыдущие авторы.

Впрочем, в последнем случае, когда он цитирует описные книги монастыря 1751 года, лучше обратиться не к его «Истории Елабуги с древнейших времен», а к тому первоисточнику, из которого он позаимствовал данный отрывок. Это большая работа К.И.Невоструева «О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств», которая была издана отдельной книгой в 1871 году.

 

Невоструев об истории Троицкого монастыря

Капитон Иванович Невоструев (1815-1872) — известный учёный, археограф, составитель пятитомного «Описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» (первый том — совместно А.В. Горским). Уже современники признали его, как авторитетного специалиста в области работы с историческими документами и рукописями. Родился Капитон Иванович в Елабуге и всю жизнь интересовался историей родного края, уделяя ему много внимания.

В его книге о булгарских и казанских древностях обширная глава «Елабужское Чортово городище» дополнена довольно подробной и документированной историей Троицкого монастыря.

Согласно тем историческим документам, которыми пользовался Капитон Иванович, по основании монастыря в нём были две церкви. Далее Невоструев цитирует подлинную грамоту 1638 года из Московского государственного архива: «…в прошлом де во 124 (1616) году поставили они в том Каменном городище монастырь, и в том-де монастыре устроили две церкви во имя живоначальные Троицы да Сшествие Святаго Духа…»27)

Это первое и единственное упоминание о том, что в XVII веке в елабужском мужском монастыре действительно существовала Троицкая церковь. В последующих документах она уже не фигурирует.

Через 76 лет после этого одна из начальных церквей — как раз Троицкая — исчезает, зато появляются две новых. По «подробной описи монастырю» 1692 года в нём были: «…1) церковь Сошествия Святаго Духа, каменная ветхая, трапеза деревянная… 2) холодная церковь деревянная Успения пресвятыя Богородицы; 3) на оградных вратах церковь Гурия и Варсонофия Казанских недостроена…»28) Затем надвратная церковь заменяется другой, но в итоге и новая погибает в пожаре. Со ссылкой на доношение о пожаре от 23 января 1733 года из архива Елабужского Духовного правления, К.И.Невоструев пишет: «Вместо вышепомянутой церкви святителей Казанских на оградных вратах в последующих актах является церковь Рождества Богородицы, со всем своим имуществом сгоревшая в 1733 г.»29)

И, наконец, ссылаясь на «Описныя книги Елабужскаго Троицкаго монастыря 1751 г. в бытность игумена Виталия», К.И.Невоструев приводит данные о последних монастырских церквях, бывших в нём за 13 лет до начала ликвидации: «В 1751 г. в монастыре значатся только две церкви: 1-я, Успения пресв. Богородицы, деревянная, холодная с колокольнею, 2-я, вновь построенная, деревянная, Сошествия Святаго духа. Эти две церкви, как видно, существовали до 1764 г., когда Елабужский Троицкий монастырь, вместе со многими другими в Российской империи, был упразднен…»30)

Как видим, никакой Троицкой церкви в монастыре ко времени его закрытия не существовало. Думается, нет смысла проводить дополнительные литературные или архивные разыскания, чтобы лишний раз убедиться в том, что деревянная Троицкая церковь, которая была перенесена из Троицкого мужского монастыря на елабужское кладбище, — это одна из наших местных легенд.

 

Что дальше?

Однако ставить на этом точку рано.

Хотя бы потому, что невозможно просто так, как заведомо ложные, отбросить в сторону мнения П.Юрьева, П.Н.Кулыгинского, И.В.Шишкина, даже зная, что Троицкой церкви в монастыре не существовало. Очевидно, что высказанные ими утверждения не могли возникнуть на пустом месте.

Куда, например, деть тот факт, что Пётр Никитич Кулыгинский и Иван Васильевич Шишкин, оба коренные елабужане, в один голос твердят, что в монастыре была Троицкая церковь, которую затем перенесли на елабужское кладбище.

Впрочем, по отношению к их утверждению о существовании Троицкой церкви в монастыре не стоит забывать, что монастырь ликвидировали между 1764 годом, когда вышли именной указ и манифест Екатерины II о секуляризации церковных земель и собственности, и 1769 годом, когда Н.П.Рычков никаких следов монастыря на городище уже не видел. Следовательно, П.Н.Кулыгинский, родившийся в 1798 году, и И.В.Шишкин, родившийся в 1792 году, сами монастырь уже не застали и в изложении событий основывались исключительно на местных преданиях и легендах.

Годы жизни протоиерея П.Юрьева, ставшего источником сведений для Ф.И.Эрдмана, нам неизвестны, но и он вряд ли был непосредственным свидетелем ликвидации монастыря и создания нового кладбища в Елабуге.

Вообще вокруг деревянной кладбищенской церкви сложился весьма запутанный клубок противоречивых сведений и дат. И тот факт, что на момент закрытия монастыря Троицкой церкви в нём не было, ещё не решает всей проблемы. Поэтому есть очевидный смысл в том, чтобы попытаться распутывать этот клубок противоречий дальше. Ну а ниточки, за которые следует потянуть, это — как раз те самые путаные даты: время закрытия Троицкого монастыря, время основания Троицкого кладбища и время строительства на нём первой деревянной церкви. Без них невозможно будет понять ни то, как появилась легенда, ни то, что было на самом деле.

 

Когда закрыли Троицкий монастырь?

Ф.И.Эрдман считал, что монастырь был «уничтожен» в 1764 году. И.В.Шишкин и П.Н.Кулыгинский по этому поводу не высказывались. Но, похоже, что Пётр Никитич был согласен с Ф.И.Эрдманом, — во всяком случае, в своей статье он не оспаривал его мнения. В книге Н.И.Шишкина 1764 год также был назван. Из современных авторов этой даты «упразднения» монастыря придерживается А.Н.Иванов.

Названная датировка связана с известным екатерининским указом о секуляризации церковной собственности. И основана она на элементарной ошибке: наши авторы путают год выхода указа с реальным временем закрытия монастыря.

Действительно, 26 февраля 1764 года вышел «Именный, данный Сенату» указ Екатерины II «О разделении духовных имений и о сборе со всех Архиерейских, монастырских и других церковных крестьян с каждой души по 1 рублю 50 копеек. — С приложением манифеста о подведомстве всех Архиерейских и монастырских крестьян Коллегии Экономии, и штатов по духовной части». Но очевидно, что сразу после выхода указа елабужский Троицкий монастырь не мог быть «уничтожен», «упразднен» или «закрыт». Ликвидация даже небольшого монастыря представляла собой длительную и хлопотную процедуру. Прежде чем полностью закрыть монастырь, необходимо было передать его церковное имущество с полными описями в Казанский Архиерейский Дом, а земельные наделы и принадлежащих монастырю крестьян — в Коллегию Экономии, и опять с описями и проверкой, затем нужно было определиться, куда перейдёт немногочисленная братия монастыря. И при этом не стоит испытывать иллюзий относительно того, что бюрократические процедуры XVIII века были проще современных. Так что самое большее, что произошло в 1764 году, это — началась подготовка к закрытию монастыря.

Через пять лет после выхода указа о секуляризации 1 июня 1769 года елабужское Чёртово городище посетил, внимательно осмотрел и подробно описал Н.П.Рычков. О монастыре он сообщил: «Чтож касается до нынешняго состояния сего городища, то должно ведать, что внутри древней сей стены находился мужеский деревянный монастырь; но со времян известнаго узаконения о монашеских обителях оставлен он за числом других оставшихся монастырей, и ныне никакой обители в нем не находится».31) Ни церквей, ни келий, ни хозяйственных построек уже не было, только «Превеликия кучи дикаго камня и кирпича, лежащия посреди монастыря без всякаго употребления…»32)

Из указа Екатерины II и описания Н.П.Рычкова следует, что елабужский Троицкий монастырь был закрыт где-то между 1764 и 1769 годами.

Можно ли установить более точную дату по уже опубликованным источникам? Попробуем обратиться к тем документам, которые цитирует или пересказывает в своей работе о городищах К.И.Невоструев.

Со ссылкой на подлинный «репорт об исполнении» от 3 января 1769 года из архива Елабужского Духовного правления Капитон Иванович писал: «По упразднении монастыря предписано было тогдашнему игумену Макарию всю церковную ризницу и утварь лично доставить в Казанский Архиерейский Дом, каковая со всем прочим имуществом туда и отвезена была им, кроме больших местных икон за трудностию перевозки оставленных на месте в двух монастырских церквах».33) А уже 1 июня 1769 года Н.П.Рычков никаких церквей на городище не видел. Следовательно, полное закрытие монастыря произошло в 1768 году, а оставшиеся на месте две церкви были разобраны и вместе с большими местными иконами из нижнего ряда иконостаса переданы в распоряжение Елабужского Духовного правления либо в том же 1768 году, либо в первой половине 1769 года.

Таким образом, на основании известных и доступных источников реальной датой закрытия елабужского Троицкого мужского монастыря на Каменном городище можно считать 1768 год. Даже если оставшиеся церкви и были разобраны уже в 1769 году, официальный «репорт» о передаче всего монастырского имущества был составлен последним игуменом Макарием в самом начале 1769 года и констатировал события 1768 года.

 

Метаморфозы одной ошибки

Здесь же, в книге К.И.Невоструева, находится объяснение и тому, откуда у Н.И.Шишкина появился 1772 год как дата переноса Троицкой деревянной церкви из монастыря на кладбище. В статье Капитона Ивановича читаем: «В 1751 г. в монастыре значатся только две церкви: 1-я, успения пресв. Богородицы, деревянная, холодная с колокольнею, 2-я, вновь построенная, деревянная, Сошествия Святаго Духа. Эти две церкви, как видно, существовали до 1764 г., когда Елабужский Троицкий монастырь, вместе со многими другими в Российской империи, был упразднен: потому что в репортах о монастыре 1767 и потом 1772 г. (кои увидим ниже) значатся в нем только две деревянные церкви».34) Вот от этого «репорта» 1772 года, названного К.И.Невоструевым и позднее принятого Н.И.Шишкиным за время окончательного закрытия монастыря, и произошла данная датировка.

Однако, перед нами ошибка, допущенная самим К.И.Невоструевым. Первый «репорт» игумена Макария из числа тех, о которых К.И.Невоструев сказал в скобках «кои увидим ниже», сообщал о передаче ризницы и утвари. В сноске на сам документ он датирован 1769 годом, в тексте статьи — 1767 годом. Второй «репорт», с описанием городища, составленный по требованию казанского архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича, который К.И.Невоструев приводит целиком, в сноске на подлинный документ помечен 1767 годом, а в тексте статьи — уже 1772 годом. Очевидно, что никакого «репорта» от 1772 года не существовало, потому что тогда уже не было монастыря и игумену Макарию нечего было делать в Елабуге. Был рапорт 1767 года, что и указано самим автором в сноске на цитируемый документа.

Но кто же будет читать сноски и примечания, да ещё и обращать внимание на несовпадение дат между текстом и сносками? Так ошибка К.И.Невоструева в изложении Н.И.Шишкина превратилась в исторический факт, а затем утвердилась в пересказах современных авторов.

Вообще же нужно сказать, что в своей работе К.И.Невоструев очень небрежно обращается с датами, касающимися елабужской истории: Ф.И.Эрдман у него посещает городище не в 1825, а в 1834 году; П.Н.Кулыгинский публикует свою статью не в 1844, а в 1847 году.

 

Когда основали Троицкое кладбище?

Ф.И.Эрдман в своём очерке писал, что «по уничтожении монастыря в 1764 году» церковь во имя Живоначальной Троицы «была перенесена на Елабужское кладбище». Получается, что кладбище существовало уже в 1764 году.

И.В.Шишкин и П.Н.Кулыгинский о времени создания кладбища не высказывались.

Из сведений, приведённых в книге Н.И.Шишкина в главе «Закрытие Елабужского Троицкого монастыря…», также следует, что кладбище существовало уже в 1764 году. Правда, в другом месте у него же читаем: «…в 1770 году кладбища отведены за город, и при кладбище устроена деревянная церковь…», то есть датой основания Троицкого кладбища стал 1770 год. Эту дату вслед за Н.И.Шишкиным называют Д.Г.Галлямова и А.Н.Иванов.

1764 год в качестве даты основания Троицкого кладбища можно не обсуждать. Она ничем не обоснована и появилась у Ф.И.Эрдмана только потому, что в детали елабужской истории он не вникал, а просто пересказал то, что узнал от П.Юрьева. Эту дату позже повторил Н.И.Шишкин. А вот откуда у него появился 1770 год неясно. Но и в этом году елабужское кладбище не могло быть «переведено за черту поселения», как вслед за ним утверждают современные авторы.

Традиционно умерших было принято хоронить либо внутри церковной ограды при храмах, либо на территории монастырей. Сенатский указ «О сношении Губернаторов и Воевод с Духовными Правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей», определивший «о нехоронении умерших в городах при церквах, а об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях», был принят 24 декабря 1771 года.35) Следовательно, новое елабужское кладбище не могло появиться ранее лета 1772 года, потому что зимой его обустройством никто не стал бы заниматься.

Но и предположительная датировка 1772 годом, основанная на времени выхода указа, — далеко ещё не факт. Между изданием указа и его исполнением могла оказаться значительная временная дистанция. Известно, например, что указ Петра I от 1723 года, запрещавший погребение возле церквей, в монастырях и внутри городов, был спокойно проигнорирован по всей империи.

И ещё одна, в данном случае наиболее важная для нас деталь этого сенатского указа. Елабуга в 1771 году была дворцовым селом. Указ же касался только городов, его действие не распространялось на починки, деревни, выселки и сёла. Что позволяет нам отодвинуть предполагаемую дату основания елабужского кладбища не ранее, чем к 1781 году, потому что статус города Елабуга получила только в конце 1780 года. Добавим к этому, что указ Александра I, по которому сельские и деревенские кладбища также выносились за черту населённых пунктов, вышел только в 1817 году.

И вот тут стоит вспомнить любопытную оговорку П.Н.Кулыгинского о том, что деревянная церковь на кладбище «стояла еще 42 года и, по ветхости, упразднена в 1824 году». Возможно, Пётр Никитич отчасти был прав, когда говорил, что к 1824 году деревянная церковь на Троицком кладбище существовала уже 42 года. Если оставить в стороне легенду о происхождении этой церкви из монастыря, и предположить, что на кладбище изначально существовала какая-то деревянная церковь, простоявшая там 42 года, то датой строительства этой церкви и создания нового, вынесенного за пределы города, кладбища будет 1782 год.

Учитывая сенатский указ от 24 декабря 1771 года, тот факт, что уездным городом Елабуга стала в конце 1780 года и косвенное свидетельство П.Н.Кулыгинского, мы с очень большой степенью достоверности можем принять 1782 год как наиболее вероятную дату основания елабужского Троицкого кладбища.

 

Как возникла легенда о Троицкой церкви?

Очевидно, что основой легенды о переносе церкви из монастыря на кладбище послужили созвучия названий — Троицкий монастырь, Троицкая церковь, Троицкое кладбище. И, возможно, тот факт, что при строительстве деревянной кладбищенской церкви были использованы материалы, сохранившиеся от разобранных монастырских церквей Успения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа. Затем легенда получила литературную обработку в очерке Ф.И.Эрдмана, была воспроизведена и подтверждена П.Н.Кулыгинским, повторена как бесспорный факт И.В.Шишкиным и Н.И.Шишкиным. И благополучно дожила до нашего времени.

То, что до строительства каменного храма на кладбище стояла какая-то деревянная церковь, практически не вызывает сомнений. Если мы признали свидетельства П.Юрьева, П.Н.Кулыгинского и И.В.Шишкина о происхождения этой церкви из монастыря не соответствующими истине, то никаких оснований для того, чтобы не верить их единогласному утверждению о том, что на кладбище всё-таки была деревянная Троицкая церковь, у нас нет. Они были очевидцами её существования.

Остаётся определить, когда она была построена. Очень хотелось бы поверить косвенному свидетельству П.Н.Кулыгинского, что произошло это в том же 1782 году, когда, предположительно, было основано новое кладбище. Но мы имеем веское свидетельство чиновников вятского наместничества о том, что в 1796 году кладбищенской церкви в Елабуге не было. А степень достоверности этих сведений очень высока. Таким образом, получается, что деревянная церковь на кладбище не могла быть построена ранее 1796 года. Определить более точную дату по доступным источникам не удастся.

Как и в случае с происхождением этой церкви, П.Юрьев, П.Н.Кулыгинский и И.В.Шишкин не были очевидцами её строительства, поэтому, утверждая, что церковь была установлена на кладбище в 1764 году, они опираются не на факты, а на местные легенды. Но вот утверждение П.Юрьева и П.Н.Кулыгинского о том, что деревянная церковь была разобрана в 1824 году, вполне заслуживает доверия. Единственное, что требует некоторого пояснение, это их общее мнение, что церковь разобрали «по ветхости».

Как могла обветшать церковь, простоявшая менее 30 лет, тем более, что церкви строили обычно «на века», а материал для строительства подбирали из лучшей древесины? Утверждение двух елабужских священников о том, что деревянная Троицкая церковь была сломана «по ветхости» в 1824 году, и одновременно настойчивые указания всех авторов XIX века на связь кладбищенской церкви с монастырём, позволяют предположить, что её действительно могли построить из тех материалов, которые остались от разобранных монастырских храмов.

Как мы знаем, по описи 1751 года в монастыре были две деревянные церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа. Когда они были построены, не сказано. Но деревянная Успенская церковь значилась в монастыре ещё по описи 1692 года. Следовательно, ко времени закрытия монастыря в 1768 году ей было не менее 76 лет. О Духовской церкви в той же описи говорится, что она «вновь построенная». Значит, в 1768 году ей было немногим более 17 лет. Но вполне вероятно, что и эта «вновь построенная» церковь могла быть возведена из весьма старых материалов. Не зря же игумен Макарий в рапорте 1767 года писал: «В том монастыре строение две церкви, кельи и прочее… деревянное все, ветхое».36) А так как обе церкви после закрытия монастыря были разобраны и, скорее всего, лежали где-то под открытым небом ещё около 30 лет, то вполне понятным становится, что к 1824 году кладбищенский храм, построенный из старых материалов, мог обветшать и тоже был разобран.

У нас осталось ещё фраза И.В.Шишкина из его автобиографии, что церкви «на кладбище не имелось». При этом сам же он в «Истории города Елабуги» утверждал: «…да и самая церковь во имя Троицы деревянная оттуда перенесена сюда…» Видимо, в данном случае нужно учитывать, что в своих воспоминаниях Иван Васильевич говорил о причинах, по которым возникла необходимость в строительстве новой церкви, но вовсе не противоречил сам себе и не отрицал, что до этого на кладбище существовала деревянная церковь. По тому фрагменту из «Жизни Елабужского купца», где Иван Васильевич говорит, что на кладбище церкви не было, трудно понять, к какому именно году относится это утверждение. Однако, из предшествующих глав, где И.В.Шишкин рассказывал о своём первом бургомистерском сроке, очевидно, что речь идёт о времени после 1824 года. Иными словами, Иван Васильевич своей оговоркой также, хотя и косвенно, подтверждает мнение П.Юрьева и П.Н.Кулыгинского о том, что деревянная Троицкая церковь была разобрана в 1824 году.

Всеобщее убеждение в том, что первоначальная деревянная церковь на кладбище называлась Троицкой, сомнений не вызывает. Вполне возможно, что она получила своё название в память о монастыре или в честь той древней иконы Пресвятой Троицы из монастыря, о которой упоминал в своей «Истории города Елабуги» Иван Васильевич Шишкин.

 

Итоги

Елабужский мужской Троицкий монастырь на Каменном городище был закрыт в 1768 году.

Возможно, что две последние монастырские церкви были разобраны в первой половине 1769 года. Находившиеся в них иконы, утварь и оставшиеся после них строительные материалы были к тому времени собственностью Елабужского Духовного правления, которое размещалось в Спасской церкви. Других правоприемников у монастыря в ближайшей округе просто не существовало.

Елабужское Троицкое кладбище было основано не ранее 1781 года. Если верить косвенному свидетельству П.Н.Кулыгинского, произошло это в 1782 году.

Деревянная Троицкая церковь была установлена на кладбище не ранее 1796 года. Вполне вероятно, что при её строительстве были использованы материалы, оставшиеся от монастырских церквей. В 1824 году она была разобрана «по ветхости».

Происхождение кладбищенской Троицкой церкви из монастыря является легендой. Ко времени закрытия монастыря никакой Троицкой церкви в нём не было.

В заключение остаётся добавить, что легенда не мешает истории. В ней есть своя прелесть и оправданная логика. Она связывает Троицкий монастырь с Елабугой, включает его в нашу историю, напоминает о его существовании.

А то, что предание о церкви, перенесённой из монастыря, бытовало в местной историографии почти 180 лет, само уже стало историческим фактом, неотъемлемой частью нашей истории.


22) Галлямова Д.Г. Елабуга заповедная. — Древняя Алабуга: Сборник. Елабуга: Издательство «Мастер-Лайн», 2000. Стр.147. — Ну, Бог с ним, как уж только не называли эту церковь, тут — «церковь Троицы». Но откуда взялось название «Троицкий Каменный монастырь»? С каких пор он «Каменным»-то стал?

23) Прот. Лепихин С. Елабуга на службе Богу, Царю и Отечеству. Елабуга: Елабужское Уездное Дворянское собрание, 2008. Стр.63.

24) Иванов А.Н. Троицкая кладбищенская церковь. — Вечер Елабуги. №455 (23), 6 июня 2007.

25) Иванов А.Н. Елабужский некрополь. — Вечер Елабуги. №491 (7), 13 февраля 2008.

26) Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен. Исторический очерк. Елабуга, 2007. Стр.11.

27) О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской. Кап.Невоструева. Москва. В Синодальной Типографии, на Никольской улице, 1871. Стр.63.

28) Там же. Стр.65.

29) Там же. Стр.65.

30) Там же. Стр.65.

31) Журнал или Дневныя записки путешествия Капитана Рычкова по разным провинциям российскаго государства, 1769 и 1770 году. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 году. Стр.48.

32) Там же. Стр.49.

33) О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской. Кап.Невоструева. Москва. В Синодальной Типографии, на Никольской улице, 1871. Стр.65.

34) Там же. Стр.65.

35) Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649-1825): Том 19, №13.724. Стр.409.

36) О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской. Кап. Невоструева. Москва. В Синодальной Типографии, на Никольской улице, 1871. Стр.66.


Февраль-март 2012 г.



1 [2]

 

Публикации по теме:
Г.Верещагин. Прикамские юродивые
Троицкая кладбищенская церковь (альбом)



Наверх
blog comments powered by Disqus