Титульный лист пятого тома «Полного географического описания нашего отечества»
Титульный лист пятого тома «Полного географического описания нашего отечества»
Страница с содержанием
Страница с содержанием
Страница с описанием Елабуги
Страница с описанием Елабуги

Другие публикации

Other publications

[От Сарапула до Свиных Гор]

[1] 2 3 4 5

Иван Николаевич Сырнев

 

В начале ХХ века один за другим выходили в свет тома капитального издания «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей». Издавались эти роскошные книги большого формата под редакцией Вениамина Петровича Семёнова (1870-1942) и под общим руководством Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского (1827-1914; вице-председатель Императорского Географического Общества, отец Вениамина Петровича Семёнова), а также профессора Владимира Ивановича Ламанского (1833-1914; председатель отделения этнографии Императорского Русского Географического Общества).

В предисловии ко всему изданию В.П.Семёнов писал: «Желая… дать в одной, строго-научной, общедоступно изложенной и недорогой книжке, как общие, по возможности широко представленные географические понятия о каждой части России, так и более или менее полные частные географические сведения о каждом сколько-нибудь замечательном ее населенном пункте, я и задумал настоящее сочинение, издаваемое А.Ф.Девриеном. Питаю надежду, что оно послужит на пользу не только путешествующим по России с общеобразовательными, промышленными и иными целями, но и будет также пособием всем тем любознательным людям, которые пожелают познакомиться с той или другой частью России не по одним только сухим данным учебника или путеводителя, а по более живому изложению, помогающему легче вдуматься в современное состояние и культурное значение того или другого уголка в общей массе нашего государства».

Первая книга «Полного географического описания нашего отечества» была опубликована в 1899 году, последняя — в 1914 году. Всего вышло 11 томов, но издание, к сожалению, не было закончено. Началась Первая мировая война, затем последовала революция. Кроме того, в 1914 году умерли двое из основных руководителей издания — П.П.Семёнов-Тян-Шанский и В.И.Ламанский. Некоторые тома первого издания переиздавались в последующие годы (до революции). Но так никогда и не были изданы тома 4, 8, 10-13, 15, 17, 20-22. Иными словами, вышла только половина задуманного капитального труда: 11 книг из запланированных 22.

Так как тома «России» издавались не по порядковым номерам, а по мере их готовности, то последним вышедшим был «Том пятый. Урал и Приуралье», где и содержалось описание Елабуги. Словом, в отношении этого очень богатого фактическими материалами издания нам просто повезло — Прикамье и Елабуга успели-таки выйти в свет.

Каждый том «Полного географического описания нашего отечества» состоял из трёх разделов: «Природа», «Население», «Замечательные населённые места и местности». Для елабужан непосредственный интерес представляет третий раздел пятого тома. Он, в свою очередь построен следующим образом: сначала следует историческая справка о населённом пункте, а затем — описание его современного состояния.

Отрывки различного объёма из этого тома, касающиеся описания Елабуги, достаточно давно в ходу в нашем городе, но их авторство почему-то приписывается знаменитому путешественнику и географу П.П.Семёнову–Тян–Шанскому, хотя он был только одним из трёх общих руководителей издания «Настольной и дорожной книги для русских людей». Автором главы «Ceвepo-Западное Приуралье», в которой описаны прикамские города и селения, в том числе и Елабуга, является Иван Николаевич Сырнев.

С сожалением должен признать, что мне не удалось найти практически никаких сведений о нём. Фамилия Сырнев одна из самых распространённых в дореволюционной Вятской губернии и современной Кировской области. Кем именно был в данном случае «наш» Сырнев, я не знаю, — ни подробностей биографии, ни даже даты рождения и смерти.

Единственное, что удалось обнаружить, это очень краткое упоминание о нём во втором томе воспоминаний Вениамина Петровича Семёнова-Тян-Шанского «То, что прошло» (изданном в Москве в 2007 г.): «В 1914 году вышел в свет V том девриеновской «России», посвященный описанию Урала, составленный несколькими сотрудниками, среди которых были Иван Николаевич Сырнев, статистик департамента окладных сборов министерства финансов, однофамилец пресловутого Александра Александровича Сырнева, о котором я писал в предыдущих главах, Николай Ионович Дрягин, тоже статистик министерства финансов, и Георгий Николаевич Кирилин, геолог. Написан том был хорошо, и мне в нем, кроме редакции, принадлежали лишь некоторые вставки и карты. Этому тому суждено было стать последним из появившихся в свет томов издания». В сопровождающем том «Указателе имён» есть также краткая справка об Иване Сырневе: «Сырнев Иван Николаевич, сотрудник В.П. по изданию «России», статистик, в 1917 г. служил в департаменте неокладных сборов, чл. междуведомственного совещания по продовольственному делу в Империи, действ. статский сов.»

Бывал ли Иван Николаевич Сырнев в описываемых им местах, в частности, в Елабуге, этого я также не знаю. Поэтому ни утверждать, ни опровергать его непосредственных связей с нашим городом не стану. Могу сказать только, что при внимательном и вдумчивом чтении его историко-географический и статистический очерк неизбежно производит впечатление тщательного и очень полного, но совершенно кабинетного труда. Многие свои источники И.Н.Сырнев прямо называет и указывает в тексте (П.С.Паллас, П.И.Рычков, В.И.Немирович–Данченко), другие, не названные, легко могут быть опознаны теми, кто читал работы вятских краеведов XIX века, а также знаком со справочными и статистическими изданиями того времени. Во всяком случае, И.Н.Сырнев в своей работе достаточно часто пользуется, кроме прямого цитирирования, пересказом или раскавыченными цитатами из работ своих предшественников (П.Н.Кулыгинского, И.В.Шишкина, В.Ф.Кудрявцева, К.В.Лаврентьева, Памятных книжек вятской губернии и др.). В конце пятого тома «России» (стр.599) помещён обширный библиографический «Указатель главнейших источников и пособий по Уралу и Приуралью» — то есть, список использованной авторами данного тома литературы, который также может оказаться полезным для современных историков и краеведов Елабуги.

В подлиннике публикуемый ниже текст является отрывком из главы «Ceвepo-Западное Приуралье» третьего отдела пятого тома «Полного географического описания нашего отечества» и никаких дополнительных заголовков или подзаголовков не имеет. Общий заголовок данной публикации, равно как и подзаголовки отдельных частей были даны мной с единственной целью — чтобы читателям было удобнее ориентироваться в столь значительном по объёму тексте.

Кроме того, в связи с тем, что современный читатель неизбежно встретит в тексте 1914 года множество устаревших и непонятных слов, мной были составлены минимальные необходимые комментарии, сопровождающие даную публикацию.

Два других отдела пятого тома «России» также содержат множество интересных и любопытных сведений по географии, этнографии, статистике Елабужского уезда и Елабуги.

А.Куклин, апрель 2011 г.


 

[От Сарапула до устья Белой]


 

— 522 —

С завоеванием Казани, в половине XVI в., русские считали себя уже полными хозяевами всей земли по правую сторону Камы. Царь Иван Грозный озабочен

 

— 523 —

был устройством укрепленных мест на р. Каме. С половины XVI в. наметились главные пункты: Елабуга, Каракулино, Березовка, Сарапул, Оса и др. Впервые о Сарапуле упоминается в переписной книге1) 1596 г., что здесь «ловят рыбу». Очевидно, здесь было рыбное место, отчего будто бы произошло и самое название города, так как по чувашски «сарапуль» означает «желтая рыба» (стерлядь). Другое его название было — село Вознесенское. В начале XVII в. Сарапул был уже «пригородком»2), что видно из следующего места в истории о родословии Строгановых. В 1616 г. взбунтовались казанские татары, к ним пристали чуваши, черемисы3), вотяки4) и башкиры. «Изменники пошли по р. Каме и стоящие по ней пригородки Сарапул и Осу держали в осаде, а в окрестных местах тех пригородков многих людей побили и в полон побрали; села и деревни, опустоша, выжгли». Из актов XVII в. видно, что Сарапул и его окрестности в это время были уже довольно заселены и вся местность называлась Сарапульским уездом. В 1607 и 1657 гг. в Сарапуле и его окрестностях свирепствовала моровая язва5). По преданию, в память чудесного избавления от эпидемии, бывшей в 1657 г., в город приносится с крестным ходом ежегодно к 8 июля из с. Березовки Уфимской губ. чудотворный образ св. Николая. В 1662 и 1663 гг. взбунтовавшиеся башкиры и татары «учинили многия раззорения по Каме пригородков (в том числе и Сарапула), держа оныя места в осаде не малое время». Как в XVII, так и в первой половине XVIII в. вся прикамская местность, по правую и левую стороны р. Камы выше Сарапула на 60-70 в6)., называлась «Дворцовая Сарапульская волость» и в Сарапуле была приказная изба. Так как русским приходилось здесь жить, имея в соседстве к северу вотяков, а на юго-запад черемис, то вероятно с миссионерской целью в четырех верстах от Сарапула выше по р. Каме и ниже в 8 вер. существовали в XVIII в. два монастыря: Верхний Успенский, где ныне с. Яромаска, и Нижний, по предположению Спасский, где ныне расположена Усть-Сарапулка. Монастыри эти были пожалованы угодьями от царей Ивана и Петра Алексеевичей и находились в ведении Московского Саввы Сторожевскаго монастыря. К Успенскому монастырю была приписана подмонастырская слобода7) с деревнями. В 1764 г. монастырь был упразднен, а братия переведена в Уфимский монастырь. Как памятник существования монастыря близ Сарапула, в городской Никольской единоверческой церкви8) сохранилось напрестольное евангелие, отпечатанное в 1654 г. В 1738 г. Сарапул был приписан к Осинской провинции Уфимской губ. и стал с тех пор значительным пунктом Арской дороги, ведшей в сибирские земли. В 1773 г. Сарапул посетил акад. Паллас9). Он упоминает в записках, что в городе существовала развалившаяся деревянная крепость, построенная во время башкирских возмущений. В крепости находились дом управителя, который заведывал дворцовыми деревнями, принадлежавшими Сарапулу, церковь и правительская контора. В 1774 г. Сарапул был разорен пугачевцами. Сам Пугачев в Сарапуле не был, но послал отряд под начальством «полковника» Власьева. Приближаясь к Сарапулу «полковник» отправил гонца к протоиерею, чтобы тот выходил встречать с крестом, хоругвями и колокольным звоном, а за ослушание угрожал смертью. Протоиерей Яков Шаланговский, устрашившись такой угрозы, вышел навстречу к мятежникам с иконами и колокольным звоном, за что потом был лишен сана, наказан кнутом и сослан в Оренбург в казенные работы. Войдя в Сарапул с грамотой от Пугачева, Власьев допрашивал жителей, кого они признают за царя, Петра Федоровича или Екатерину II, одних жаловал, а других казнил. На Старцевой горе поставлена была виселица. Повешенных сбрасывали под гору к р.Каме, где был убогий дом. Там был казнен священник Тихон. Его заживо отпели и повели на гору в полном облачении; сердобольные люди подходили к отцу Тихону со слезами и вкладывали в связанные и протянутые вперед руки восковые зажженные свечи. Власьев долго оставался с шайкой в Сарапуле и предавался пьянству и разгулу. Когда стало известно о поимке Пугачева, сарапульцы будто бы сами расправились с наместником самозванца, повесив его там же на Старцевой горе. В 1780 г. Сарапул был сделан уездным городом вновь образованной Вятской губ. В это время Сарапул имел 533 дома и 3 церкви, из которых 2 были каменных и 1 деревянная. В числе 1.226 жителей находилось 128 купцов, 51 мещан и 1.047 дворцовых крестьян. Купцами объявлен был капитал 85.188 руб. В 1790 г. в Сарапуле было открыто малое народное училище, а выгодное положение города по большой судоходной реке, на пути между Пермью и Казанью, содействовало торговому и промышленному

 

— 524 —

его развитию. Еще Паллас и Рычков10) нашли здесь значительную торговлю, отметив, что «дворцовое село, Сарапул именуемое, строением обывательских домов и богатством жителей превосходит многие уездные города. В нем хороший рынок и всевозможные лавки, находящие прекрасный сбыт»11).


И ныне Сарапул — один из лучших городов на Каме. По обилию и благолепию храмов, по капитальности и красоте построек, по торгово-промышленной деятельности и населению он превосходит все уездные города Вятской губернии и в некоторых отношениях не уступает даже губернскому городу. По переписи 1897 г. в городе числилось 21.395 жителей. В городе два монастыря: мужской Иоанно-Предтеченский Старцево-Горский и женский Благовещенский, 9 православных церквей и 1 единоверческая, резиденция викарного епископа12) и при нем духовное правление, Алексеевское реальное училище, женская гимназия, училища духовное, уездное, приходских 3 мужских и 3 женских, несколько церковно-приходских и частных школ, Вознесенское братство, публичная библиотека уездного земства, земская больница на 100 кроватей, лечебница и родовспомогательное заведение имени У.С.Курбатова13), богадельня имени И.С.Колчина14), Александровский дом призрения бедных, вдовий дом имени Курбатова, дом трудолюбия, убежище для бедных детей, ясли, благотворительное общество, уездное попечительство детских приютов, общество вспомоществования учащимся, комитет Российского общества Красного Креста, община сестер милосердия, общество трезвости, общество охоты, общество поощрения коннозаводства, общественный клуб и музыкально-драматический кружок. В городе есть окружный суд (для уездов Сарапульского, Елабужского и Малмыжского) и удельная окружная контора, а также отделение государственного банка, городской общественный банк и городской общественный ломбард. В городе издается газета «Сарапульский Листок». В торгово-промышленном отношении город издавна славится производством обуви и кож; этими товарами сарапульские купцы ведут обширную торговлю с Западной Сибирью. На пристани во время навигации располагается постоянный базар обуви и других кожевенных изделий, приносимых сюда из многочисленных мастерских. Кроме того город ведет крупную торговлю хлебом и лесом. Всех торговых предприятий в городе 397, с оборотом в 4.496 т.р. и 57 промышленных, с оборотом в 1.788 т.р. Пристань отправляет ежегодно свыше 1½ милл. пуд. грузов.

Против Сарапула, на левом берегу Камы в Осинском у.15) лежит с. Ершовка. В нем около 1.200 жит., волостное правление, школа, кирпичный завод, 12 торговых предприятий, с оборотом в 108 т.р., пристань на р. Каме, отправляющая до 50 тыс. пуд. разных грузов, преимущественно лесных, и еженедельные базары. В бытность крестьян в удельном ведомстве в селе находился Ершовский приказ, в ведении которого было 70 селений.

В 20 вер. ниже Сарапула правый нагорный берег Камы отделяется значительной поймой и на нем расположено большое бывшее удельное село Мазунино. В селе около 2½ тыс. жителей, обширный храм, волостное правление и школа. Против Мазунина на Каме находится один из самых опасных перекатов.

 

— 525 —

Вер. в 10 ниже Мазунина в Каму с левой стороны впадает р. Буй, служащая в нижней половине своего течения границей между Пермской и Уфимской губ.


На правом притоке Буя, р. Камбарке, впадающей в него почти у самого его устья, в 4 вер. от Камы расположен Камбарский чугунолитейный и железоделательный завод Кондюрина. Заводская дача, заключающая в себе 36.877 дес., куплена была в 1741 г. известным Акинфием Демидовым у башкир за 120 р. По смерти Акинфия Демидова земля по Камбарке досталась сыну его Григ. Акинф. В 1760 г. берг-коллегия16) разрешила ему построить тут молотовые фабрики. Но этим разрешением воспользовался лишь сын его Павел Григ., который построил Камбарский завод, пустил его в действие в 1767 г., но в том же году продал его, вместе с Уткинским заводом, брату своему Александру Григ., владельцу Суксунских заводов, от которого завод много раз переходил вместе с Суксунскими заводами от одного владельца к другому. В новейшее время завод принадлежал Гавр. Степ. Кондюрину. Во время пугачевщины Камбарский завод был разрушен и разграблен шайками мятежников. Завод вырабатывал сортовое железо: пудлинговое, кричное, якоря и чугунное литье. Жителей на заводе до 7 тыс. Главными занятиями служат кустарные кузнечные промыслы, в особенности выделка тарантасов, плетеных выездных коробков и других зимних и летних экипажей, имеющих широкое распространение в Пермской, Уфимской и Вятской губ. На заводе две церкви, православная и единоверческая, волостное правление, почтово-телеграфное отдаление, школа, кожевенный завод, мельница, 27 торговых предприятий, с оборотом в 171 т.р., и 7 промышленных, с оборотом в 262 т.р. и еженедельные базары. Ниже устья р. Буя Кама левой своей стороной омывает берега Бирского уезда Уфимской губернии.

Бирский уезд занимает площадь в 21.629,5 кв. в. Из почв в нем преобладают серые лесные суглинки и чернозем, а по долине р. Белой развиты супеси и пойменные почвы. Леса составляют свыше 40% всей поверхности. Количество населения достигает 645,9 тыс. душ, т.е. по 29,9 жит. на кв. версту. Среди населения преобладают башкиры — до 280 тыс. душ, затем черемисы — до 70 тыс. душ и вотяки — до 25 тыс. душ, остальные — русские. Главные занятия населения — земледелие и судовые промыслы на Каме и Белой.


Вер. в 10 ниже устья Буя на левом, низком берегу Камы расположено большое торговое с. Николо-Березовское, одно из самых древних поселений этого края. Местность эта принадлежала вотчинникам-башкирам Осинской дороги, которые еще до русского владычества здесь устроили нечто в роде городка. При Иване Грозном на Осинское городище пришли земледельцы из великоруссов, а самое место, впусте лежавшее и уже ничье, тогда досталось Московскому Саввину Сторожевскому монастырю; царь, укрепив за переселенцами земли и рыбные ловли, в знак особой милости прислал сюда икону св. Николая Чудотворца, по которой слобода стала называться Никольской, до переименования ее потом, по реке, селом Березовским. По другому преданию, икона найдена была по р. Каме в дупле березы людьми Строганова, плывшими караваном по Каме, отчего и получила название Березовской. В копии писцовой книги 1596 г., составленной на земли жителей Ново-Никольской слободы и хранящейся в церкви с. Березовки, упоминается, что здесь в двух верстах стоит часовня черного попа священно-инока Ионы Пошехонца и старца Арсения Мезенца и что строят они здесь монастырь в честь Преображения Господня и св. Засимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Монастырь этот был упразднен и в 1878 г. вновь устроен при самом с. Березовке. Деревянная церковь освящена в 1882 г. До 1901 г. монастырь существовал под именем подворья, а затем стал называться Камско-Березовским Богородским миссионерским

 

— 526 —

монастырем. При монастыре имеется двухклассная церковно-приходская школа с 78 учащимися. Икона Березовского Николая Чудотворца — наиболее чтимая святыня по всей Каме. К 8 июля ее приносят в г. Сарапул и к этому времени года стекается множество богомольцев. К 9 мая икону носят в г. Уфу. В Березовке живет много богатых купцов, постройки которых имеют вид совсем городских. В селе есть почтово-телеграфное отделение, частная аптека, кулеткацкое заведение, мельница, 37 торговых предприятий, с оборотом в 408 т.р., еженедельные базары и большая ярмарка 6 декабря. Пристань отправляет свыше двух миллионов грузов, преимущественно хлеба.

Против Н.-Березовки на Каме лежат два больших острова. На противоположном нагорном берегу, отделяемом значительной поймой, расположено большое бывшее удельное с. Галаново, в котором насчитывается около 2 тыс. жит., есть волостное правление и училище.

Направляясь далее, Кама в 25 вер. от Н.-Березовки оставляет вправо большое, бывшее удельное с. Вятское (более 2 тыс. жит.) и еще через 10 верст подходит к большому торговому с. Каракулину, бывшему также в удельном ведомстве, с примыкающим к нему с. Пермяковым. Село принадлежит к одним из самых древних в этом крае. С завоеванием Казани, для обеспечения за русскими поселенцами земель по правую сторону Камы, царь Иван Грозный озабочен был устройством укрепленных пунктов по р. Каме. Одним из таких пунктов было и дворцовое с. Каракулино. Остатки этого укрепления, состоящего из деревянных стен с башнями, видел еще Рычков, посетивший Каракулино в 1769 г. В 1682 г. Каракулино было осаждаемо башкирами, от которых отбивался Семен Пекарский с крестьянами и бобылями. Ныне в обоих селениях более 4 тыс. жит., три церкви, почтово-телеграфное отделение, земская лечебница, несколько школ, сельский банк, общество трезвости, пожарная дружина, кулеткацкое заведение, 61 торговое предприятие, с оборотом в 528 т. p., еженедельные базары и значительная ярмарка в сборное воскресенье17). На пристани грузится до 600 тыс. пуд. разных грузов, преимущественно хлеба. В Каракулинской волости сильно развит сапожный промысел.


Вер. в 15 к с. от Каракулина находится с. Арзамасцево, в котором насчитывается до 1.000 жит., есть волостное правление и училище. При селе расположено имение А.П.Баранова (около 1.000 дес.) с плужной обработкой земли и улучшенными семенами.


Вер. в 8 ниже Каракулина на правом берегу Камы лежит большое, бывшее удельное с. Колесниково (2.300 жит.), а еще ниже в 5 вер. — с. Чеганда (ок. 2.000 жит., волостное правление и школа). Против Чеганды в Каму с левой стороны впадает р. Белая.

Слияние их дает единственный по своей обширности на Каме плёс в 4 – 5 верст длиной и 2½ – 3 вер. шириной. Слияние белой, довольно чистой воды р.Белой с желтоватой глинистой камской водой образует еще более резкую кайму, чем при слиянии Камы с Волгой. Струя р. Белой видна уже издалека на поверхности Камы. Соединяясь с Камой, она отгоняет ее воды к нагорному берегу, а сама течет подле луговой стороны. Причина белизны ее воды та, что она течет в берегах, состоящих из мягких слоев алебастра; даже на дне ее находится во многих местах белая известь, которая, отмываемая быстрым ее течением, придает воде белый цвет; Кама же течет в берегах глинистых и песчаных. Белая, у башкир «Ак-Исиль», берет начало в Златоустовском

 

— 527 —

уезде из болота на плоской возвышенности, соединяющей Урал-Тау с Аваляком, и, приняв с обеих сторон массу притоков, быстро расширяется. Истоки Белой находятся на абсолютной высоте 763 метра; вер. в 5 от истоков высота уровня Белой равна 673 м., а еще 25-ю верстами ниже уровень ее лежит на высоте 575 м.; следовательно падение на версту очень быстро изменяется — от 18 до 4 м. Верхнее течение р.Белой принадлежит Оренбургской губ., а на протяжении 100 вер. от д. Максютовой Оренбургского у. до с. Бугульчана Стерлитамакского у. служит границей Оренбургской и Уфимской губ. Здесь, встретив возвышенности Общего Сырта, река круто поворачивает к северу и проходит мимо Стерлитамака и Табынска; достигнув Уфимского уезда, от устья р. Сима Белая уклоняется постепенно к северо-западу, протекает мимо Уфы и Бирска и впадает в Каму на границе Бирского и Мензелинского у.у. Длина течения Белой 1.000 вер. Ширина и глубина ее колеблются: так в Стерлитамакском уезде ширина доходит до 100 саж., а глубина до 1 – 1½ саж., в Уфимском — ширина до 200 саж., глубина 1½ – 2½ саж., в Бирском — ширина до 270 саж. и глубина до 3½ саж. Правый берег, начиная от истоков до устья р. Таныпа возвышенный, так как к нему подходят отроги Южно-Уральских гор, состоящие преимущественно из хлоритовых и слюдяных сланцев и гнейсов, а местами из палеозойских известняков. Эти отроги или крутыми скалами обрываются у реки, достигая высоты над уровнем реки от 2 до 2½ тыс. фут. и более (гора Юрак-Тау возвышается на 2.800 фут.), или же сопровождают ее, образуя прибрежную низменную полосу, покрытую тучной наносной почвой. Горы, окаймляющие верхнее течение реки, живописны, лесисты и богаты пещерами; здесь по берегам ее притоков устроены медные и железоделательные заводы. От устья Таныпа до впадения в Каму правый берег представляет широкую низменность, покрытую большими болотами и озерами. Левый берег Белой на всем протяжении низменный, с плодородными поемными лугами. Течение крайне извилисто. Для сплава Белая годна уже в 70 вер. от истока, начиная с Белорецких заводов, судоходна же начиная от города Уфы, во весь навигационный период, хотя и встречает затруднение в многочисленных мелях и косах. Река вскрывается близ Уфы средним числом 11 апреля, а замерзает 4 ноября. В 1902 г. с пристаней р. Белой было отправлено 913 судов и 355 плотов, весом в 19½ милл. пуд., ценностью в 3.158 тыс. руб., а прибыло к пристаням 804 судна и 1.336 плотов, с грузом в 14.720 тыс. пуд., ценностью в 2.650 тыс. руб. Главные грузы — хлеб, лес и металлы.

Ниже устья Белой Кама левым своим берегом вступает в пределы Мензелинского у. Уфимской губ.

Мензелинский уезд занимает площадь в 11.640,6 кв. в. Большая часть его пространства занята серыми лесными суглинками и черноземом. По долине Камы развиты супеси и пойменные почвы. Леса составляют более 30% всей площади уезда. Население достигает 481 тыс. душ, т.е. по 41,8 жит. на кв. версту. Среди населения до 125 тыс. башкир, до 110 тыс. татар, свыше 15 тыс. тептярей18) и мещеряков19), свыше 5 тыс. мордвы и более 4 тыс. чуваш. Главные занятия населения — земледелие и судовые работы на Каме и Белой.


1) Переписные книги — специальные рукописные книги, в которых указывались сведения по количеству и составу населения в XVII–XVIII веках. Переписные книги появились в середине XVII века в связи с переходом к подворному описанию, в отличие от проводимого ранее с XIII века общего хозяйственного описания в Писцовых книгах.

2) Пригородок — городок, приписанный к городу; подчиненный в административном и экономическом отношении другому, более крупному городу. «Ростов есть старой и большой град, град же Владимир пригородок наш есть, Никон. На чем станут мужи новгородские, на том и пригороды. Пермь и Вятка пригороды господина великого Новгород» (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля). В XVII веке Сарапул был пригородком Казани. «Пригородов Казани в Предкамье было пять (Лаишев, Малмыж, Алаты, Тетюши, Оса), в Закамье — семь (Мензелинск, Заинск, Новошешминск, Старошешминск, Майна, Тиинск, Билярск). Были укреплены также четыре дворцовых села — Рыбная слобода, Сарапул, Кукарская слобода и Елабуга» (Д. Мустафина. Крепостные сооружения в городах Казанского края в конце XVII в. – http://ioann.tol.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2006_2/02/02_1/).

3) Черемисмы — устаревшее название марийцев.

4) Вотяки — устаревшее название удмуртов.

5) Моровая язва — чума; «повальная, заразительная, смертная болезнь, на людей или на скот; особенно моровая язва, род скоротечной и смертоносной гнилой горячки, с паховиками и черными болячками» (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля).

6) в. — верст, верста. Верста — единица измерения расстояния, упоминаемая в литературных источниках с XI века, равная пятистам саженям или 1066 метрам. Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в нее (от 500 до 750), и величины сажени.

7) Слобода — отдельное поселение или группа поселений, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть свободное поселение).

8) Единоверчество, единоверие — течение в русском старообрядчестве, сторонники которого признавали иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

9) Петер Симон Паллас (1741–1811) — знаменитый немецкий и русский ученый, естествоиспытатель, географ и путешественник. Прославился научными экспедициями по территории России во второй половине XVIII века.

10) Петр Иванович Рычков (1712–1777) — российский чиновник, географ и краевед.

11) Журнал или дневныя записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 г. СПб., 1770.

12) Викарный епископ — в Русской Православной Церкви помощник правящего епископа или архиепископа, исполняющий их поручения по делам епархии.

13) Устин Саввич Курбатов (1827–1885) — купец 1 гильдии, старообрядец. Жил в Нижнем Новгороде, изъявил желание устроить в Сарапуле на свой счет благотворительные заведения и присвоить им свое имя. У.С. Курбатов был родом из Сарапула. Его отец Савва Степанович Курбатов из местных мещан был причислен в Сарапульское купечество с 1861 г. У.С. Курбатов похоронен в Сарапуле.
(Данные Д.Н. Демина — http://sarapul.ru/wiki/?op=view_thread;board=people_grand;thread=19).

14) Иван Савельевич Колчин (1822–1877) — купец родом из Сарапула, двоюродный брат У.С. Курбатова, крупный судовладелец, старообрядец.

15) у. — уезд.

16) Берг–коллегия — орган по руководству горнорудной промышленностью в России; учреждена в 1719 по инициативе Петра I. Действовала в 1719-31, 1742-83 и 1797-1807 годах.

17) Сборное воскресенье — первое воскресенье Великого поста.

18) Тептяри — выходцы со Среднего Поволжья, селившиеся на башкирских землях. «В состав Т. входили татары, мишари, удмурты, марийцы и мордва, сохранявшие свой язык и культурные особенности» (Большая Советская энциклопедия). Вопрос о происхождении и формировании данной этнической группы на сегодняшний день является дискуссионным.

19) Мещеряки — устаревшее название тюркоязычной этнической группы мишарей.



[1] 2 3 4 5



Наверх
blog comments powered by Disqus