Савва Яковлевич Яковлев (Собакин) (1712-1784)
Савва Яковлевич Яковлев (Собакин) (1712-1784) М.Л.Колокольников. 1767 г.

Другие публикации

Other publications

Радищев и Елабуга

1 [2] 3 4 5 6 7

Алексей Куклин

 

На чём плыл Радищев?

На чём плыл Радищев после того, как «согласился плыть по Каме»? Если мы в какой-то мере можем представить себе по книгам или историческим фильмам способы передвижения того времени по суше — пешком, на лошадях, на телегах, в санях или в более комфортных конных экипажах, то о речном судоходстве того времени мы не знаем ничего. Самое большее, что современный человек может сказать о судах того времени, не боясь попасть впросак, так это то, что в XVIII веке по нашим рекам точно не ходили пассажирские теплоходы.

При этом русское речное судостроение и судоходство XVI-XIX веков — явление не только в русской, но и во всей мировой истории совершенно уникальное и прямо-таки фантастическое. На берег реки приходил мужик с топором, простой крестьянин, не имевший точных измерительных инструментов, тем более не имевший инженерного образования, и этот мужик, отнюдь не мореход, нигде не обучавшийся судостроительному делу, с помощью одного только топора создавал совершенно фантастические суда оригинальной, нигде и ни у кого не заимствованной конструкции. И по нашим рекам, по Каме и Волге, Вятке и Суре, по Чусовой и Белой, Днепру и Дону ходили барки, беляны, брусяны, белозёрки, будары, водовики, витимы, гусянки, дощаники, дубки, залазни, кладные, комыги, коломенки, межеумки, мокшаны, лыжвы, расшивы, суряки, унжаны, шитики…

Путешествовавший по России в 1778-1779 годах англичанин Уильям Кокс, представитель одной из самых крупных морских держав мира, отмечает с долей удивления: «Должно по справедливости сказать, что может быть во всем свете нет государства, в котором внутреннее судоходство было бы так распространено, как в России».24)

В «Записках путешествия из Сибири» автор неоднократно упоминает и называет различные суда того времени: барки, расшивы, коломенки. Но при этом ни разу не говорит, на каком судне плыл сам. Два небольших фрагмента его дневника позволяют предположить, что плавание это проходило на коломенке.

23 мая он сообщает: «Отвалили по всходе солнца. Но, проехав немного мимо большого села Амары, стали на якоре близ высокого плитного берега, к которому пристали более 20 коломенок».25) Как правило, когда А.Н.Радищев в «Записках» упоминает о других караванах, которые проходили мимо или останавливались рядом, по тексту видно, что речь идёт о чужом караване. Здесь же просто: мы встали на якорь, а к берегу пристали более 20 коломенок. Учитывая, что 21 мая на караван, с которым плыл А.Н.Радищев, было куплено до 20 лодок, а тут появляются «более 20 коломенок», можно предположить, что речь идёт именно о караване А.Н.Радищева.

А в записи от 12 июня читаем: «Шли под парусами при изрядном ветре. Опережены коломенкою, у которой парус ярусом рогож больше и топсейль полотняный».26) Очевидно, что фраза «Шли под парусами при изрядном ветре» относится к тому судну, на котором плыл А.Н.Радищев, то есть, это «мы шли под парусами при изрядном ветре». И сразу следом за этим он сравнивает оснастку своего судна с оснасткой коломенки, которая обогнала их, потому что у неё «парус ярусом рогож больше и топсейль полотняный». Несмотря на краткий характер записи, видно, что автор сравнивает одинаковые суда с одинаковой парусной оснасткой — две коломенки.

 

Флотилия Яковлева

Павел Александрович в статье, посвящённой отцу, пишет: «Из Перми, по совету Прянишникова, Радищев отправился на барке вниз по Каме. Барка эта, или коломенка, нагруженная полосным железом (3500 пудов), была флагманским кораблем целой флотилии из 50 судов, нагруженных железом: они принадлежали Яковлеву (Собакину), старшему из трех братьев и шли с заводов, находящихся около Чусовой. На флагманской барке ехал прикащик, и было шесть человек вооруженных (косные) для охранения от волжских разбойников, нападавших преимущественно на прикащицкия барки, потому что там была всегда казна».27)

Как видим, А.Н.Радищев с детьми на самом деле плыли на коломенке. Правда, сын его для обозначения судна одновременно использует слова «барка» и «коломенка», предпочитая при этом слово «барка», и только один раз уточняет, что барка эта была коломенкой. Такая неопределённость в названиях речных судов обычна для XVIII века.

Она была отмечена уже в начале XIX века. В знаменитом «Энциклопедическом лексиконе» Адольфа Плюшара была опубликована большая статья «Барки» географа и статистика Ивана Федоровича Штукенберга.28) В ней автор отмечает: «У нас, под названием Барки, разумеют 1) в тесном смысле слова, плоскодонное судно с отвесными или немного косвенными боками; 2) в обширном значении: все суда, строящияся для плавания по рекам».29) И в той же статье: «В названиях судов господствует некоторое замешательство. Слова: Барка, дощаник, лодка, павоска и другия, часто употребляются неопределительно и одно вместо другаго; иныя названия свойственны только известным местам».30) Сам И.Ф.Штукенберг к типу барок относит 59 различных речных и даже несколько морских судов.

Воспоминания П.А.Радищева вносят ясность не только в вопрос о судне, но и в вопрос о караване, в составе которого проходило речное путешествие его отца. Это была целая флотилия «из 50 судов, нагруженных железом: они принадлежали Яковлеву (Собакину), старшему из трех братьев и шли с заводов, находящихся около Чусовой».

Фамилия Яковлева (Собакина) в XVIII веке была настоящей легендой и на Урале, и в центральной России. Сегодня она мало известна широкому кругу читателей, да и биография этого человека необычной судьбы и сложного характера, типичного пассионария и авантюриста, поднявшегося с низов общества до его вершин, ставшего едва ли не самым богатым человеком в России и близкого к императорскому двору, до сих пор не написана.

Старший Яковлев, он же Савва Яковлевич Собакин (1712-1784), позднее, при получении потомственного дворянства сменивший неблагозвучную фамилию Собакин на фамилию Яковлев, происходил из государственных крестьян. Карьеру свою начинал торговцем вразнос, затем, благодаря стечению обстоятельств и собственной хватке, добился винных откупов,31) на которых быстро разбогател. Стал скупать лавки и земельные участки в Санкт-Петербурге, потом взялся за мануфактуры по производству тканей в центральной России, а закончил тем, что купил 16 горных заводов на Урале и построил ещё шесть.

После смерти Саввы Яковлева два крупнейших металлургических завода — Невьянский и Быньговский — перешли к его сыну Петру Саввичу. Павел Александрович Радищев ошибается, называя Петра Саввича Яковлева «старшим из трех братьев». У Саввы Яковлева было пятеро сыновей и две дочери. По его смерти старшему сыну, Михаилу Саввичу, досталась Ярославская полотняная мануфактура. А генерал-аудитор-лейтенант Пётр Саввич Яковлев (1754-1809) был четвёртым ребёнком и третьим сыном в семье. Именно с принадлежавшим ему караваном и плыл А.Н.Радищев.

Александр Николаевич в ««Записках» нигде определённо не говорит о численности каравана, хотя несколько раз и упоминает о 20 коломенках. Сын же его однозначно называет цифру 50. Флотилия из 50 судов для XVIII века не была чем-то исключительным — известно, например, что численность уральских караванов Демидовых в разные годы колебалась от 28 до 80 коломенок.

Остаётся добавить несколько слов о том грузе, который сплавляла в низовья Камы эта флотилия. Полосное железо Невьянского завода поставлялось для нужд армии и флота, кроме того, и Яковлевы, и прежние владельцы завода Демидовы продавали его за границу. Железо это выпускалось со знаменитым клеймом «Старый соболь» и обычно называлось в документах того времени «ординарнополосное Старого соболя». Савва Яковлев выкупил у Прокофия Демидова не только заводы, но и клеймо. «Это клеймо, на котором был изображен соболь и выбито слово «Сибирь» славилось не только по всей России, но и далеко за ее пределами: в Англии, Швеции, Голландии. Данный знак высочайшего качества железа просуществовал вплоть до 1917 г.»32)

 

Коломенка

Что представляла собой коломенка, на которой плыл А.Н.Радищева?

И.Ф.Штукенберг пишет: «Коломенки имеют все качества Барок: плоское дно, перпендикулярные бока, почти везде ровной вышины, но отличаются от них в особенности тем, что обыкновенно несколько уже, прочнее построены и борт немного выше. На них преимущественно возят металлы с Урала на Волгу и в столицы; оне не возвращаются. Строятся на притоках Камы, в бассейне Чусовой, Белой и Уфы… Большая часть коломенок без дека33), за исключением каюты на корме для корабельщика. На Чусовой и Волге до Рыбинска сидят оне в воде до 1 1/2 аршин с 8000 пудов груза, и имеют лоцмана и до 27 рабочих… управляются потесями».34)

Столь же краткие сведения находим у подполковника Генерального штаба Христиана Ивановича Мозеля в книге «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния», изданной в 1864 году: «Коломенки строятся в Соликамском уезде на р. Каме, в Красноуфимском уезде на р.Чусовой, в Екатеринбургском на р.Чусовой и Кунгурском, на р.Сылве. На постройку употребляется сосновый, еловый и пихтовый лес, а на мелкия поделки березовый, липовый и черемуховый. Коломенки имеют плоское дно, которое к корме и к носу постепенно съуживается; борты их строятся совершенно вертикально и возвышаются несколько к корме и к носу, а сверху настилается палуба. Оне назначаются для сплава разного рода металлов, коровьяго сала и масла... Для ускорения движения их употребляются гребки, а при благоприятном ветре и паруса».35)

Николай Павлович Загоскин (1851-1912), профессор, а в 1906-1909 годах и ректор Казанского университета, в книге «Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России» сообщает: «В числе судов с местными наименованиями, плававших по Волге и выводивших на нее грузы преимущественно из притоков, успел особенно выделиться в XVII-м веке тип судов, до наших дней известный под названием коломенек. Имея своею первоначальною родиною, как показывает уже самое название, реку Оку, суда этого типа плавали в XVII-м веке, как и в настоящее время, в бассейнах не только Волги, но и Камы. Представляя собою судно 12-ти — 22-х сажен длины, с грузоподъемностью от 5-ти до 25-ти тыс. пудов и будучи употребляема, преимущественно, для сплава тяжеловесных грузов (металлы, лес, дрова, хлеб), коломенка вряд ли на много изменила свое примитивное современное устройство, — с парными рулями-потесями на носу и на корме, с мочальною даже снастью… В XVII-м веке коломенки совершали весьма большие рейсы по рекам волжско-камского бассейна».36)

Составить реальное представление о коломенке на основании этих описаний достаточно сложно. Из прочитанного мы узнаём, что коломенки строились на Каме, Чусовой и Белой из елового, пихтового и соснового леса. Ходили они по Каме и Волге и предназначались в основном для сплава металлов с уральских заводов, кроме того, перевозили лес, дрова и хлеб, а иногда грузились коровьим маслом и салом. Вероятнее всего, последние грузы — хлеб, сало и масло — были только попутными, тогда как металл и лес — основными. Грузоподъёмность этих плоскодонных судов колебалась от 5 до 25 тысяч пудов, то есть от 80 до 400 тонн, с одновременной осадкой судна до метра. Они имели высокие борта и управлялись рулями-потесями на носу и на корме. Длина их колебалась от 12 до 22 сажен, то есть, примерно от 25 до 47 метров.

 

«…на подобие комнаты с окнами…»

Относительно той коломенки, на которой плыли Радищевы, Павел Александрович в своих воспоминаниях утверждает, что она везла 3500 пудов железа, то есть чуть более 57 тонн. Иначе говоря, это могла быть малая коломенка, специально построенная для приказчицкого судна, как более лёгкая и манёвренная, либо обычная «железнянка», как их тогда называли, но не с полным грузом. В пользу последнего предположения говорит пометка А.Н.Радищева в дневнике от 20 мая: «В Челнах хотели грузить хлеб, но не было его ниже в Бетьках».37)

До середины XIX века пассажирских судов на российских реках не существовало, все суда строились как грузовые. И если они брали на борт сторонних лиц, то, как правило, это были военные, которые вместе с грузом шли в крепости или гарнизоны назначения и на особый комфорт во время плавания не претендовали. В очень редких случаях суда эти специально обустраивали для перевозки высокопоставленных пассажиров. Очевидно, что А.Н.Радищев, попавший вместе с детьми на уральский караван П.С.Яковлева только по стечению обстоятельств, был не из числа тех, для кого готовили специальные помещения. Но и размещаться вместе с малолетними детьми в специальном помещении трюма для судорабочих (бурлаков), он вряд ли бы согласился.

И.Ф.Штукенберг мельком упоминает, что на коломенках «иногда ставилась каюта». Писавший о донском судоходстве А.Шапошников-Капустин на примере барки поясняет эту деталь более подробно: «…в том же судне каравана, на котором находится хозяин или доверенный его, — корма устраивается на подобие комнаты с окнами и отделывается иногда даже с роскошью; такое отделение или комнату называют каютой или казенкой».38)

В каютах во время плавания размещались те, кто управляли караваном и отвечали за его груз, — приказчики или караванные. А на флагманской коломенке хранилась и казна. По всей видимости, А.Н.Радищеву с детьми уступили место именно в подобной «казенке», которая обычно строилась по типу небольшой деревенской избы. А так как в нашем случае речь идёт не о простом караване из 8 или 10 судов, а о целой флотилии из 50 коломенок, принадлежавших П.С.Яковлеву, можно предположить, что каюта, в которой разместился А.Н.Радищев с пятью детьми, была просторной и «даже с роскошью».


24) Путевыя записки от Москвы до С.Петербурга одного Англичанина в царствование императрицы Екатерины II, заключающия в себе весьма любопытныя Историческия сведения, относящияся к России в XVIII столетии. Перевод с Французскаго. Москва, 1837. Стр.17.

25) Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.3. М.;Л.: Академия наук СССР, 1954. Стр.290.

26) Там же. Стр.295-296.

27) Радищев П.А. Александр Николаевич Радищев. — Русский вестник. Том восемнадцатый. Декабрь. Книга вторая. Москва, 1858. Стр.417-418.

28) Штукенберг Иван Федорович (Johann Christian Stuckenberg, 1788-1856) — русский географ родом из великого герцогства Ольденбургского; образование получил в геттингенском, йенском и эрлангенском университетах. В 1807 г. прибыл в Россию и вступил в русскую военную службу. Служил в артиллерии, участвовал в походах 1812 и 1813 гг.; находился в сражениях при Смоленске, Бородине и Бауцене. Был действительным членом Русского географического общества.

29) Энциклопедический лексикон. Том четвертый. Санктпетербург, 1835. Стр.337.

30) Там же. Стр.339.

31) Откуп — исключительное право, предоставлявшееся государством за определённую плату частным лицам (откупщикам) на сбор каких-либо налогов, а также продажу конкретных товаров.

32) Мухин А.Б. Савва Яковлев — купец, промышленник, предприниматель. — Вестник СПбГУ, Сер.8., 2005. Вып. 4. Стр.162.

33) Дек — палуба на морских или речных судах.

34) Энциклопедический лексикон. Том четвертый. Санктпетербург, 1835. Стр.347.

35) Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния. Часть I. Составил Генерального штаба подполковник Х.Мозель. Санктпетербург, 1864. Стр.211.

36) Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России. Историко-географическое изследование Н.П.Загоскина, Заслуженнаго Ординарнаго Профессора Императорскаго Казанскаго Университета. Казань, 1910. Стр.428-429.

37) Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.3. М.;Л.: Академия наук СССР, 1954. Стр.288.

38) Шапошников-Капустин А. Заметки о судоходстве по Дону и Воронежской губернии. — Воронежская беседа на 1861-й год. Санктпетербург, 1861. Стр.110.



1 [2] 3 4 5 6 7



Наверх
blog comments powered by Disqus