Другие публикации

Other publications

Камские пираты

Очерки из истории Елабужского края и Прикамья XVIII-XIX веков

Алексей Куклин

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21]

 

XXI. Наглые вымыслы

Не менее изобретательным и распространённым был ещё один вид пиратства. Проплывающие по рекам корабли обирали и грабили не только воры и разбойники, офицеры и солдаты гарнизонов, губернаторы и воеводы, городничие, таможенные и полицейские чиновники, — береговым разбоем промышляли обычные крестьяне. Те самые задавленные крепостным правом хлебопашцы и ремесленники, о несчастной доле которых так любила писать российская интеллигенция.

Термином «наглые вымыслы» в указе императрицы Анны Иоановны от 1734 года называются специальные приспособления или способы, с помощью которых жители прибрежных деревень и сёл вымогали с проплывающих судов и караванов мзду.

Одним из подобных изобретений были «поканатные деньги». Через реку протягивался канат, притопленный в воду, а за проход судов мимо населённого пункта взимались деньги: «…если судно не останавливалось во время для уплаты «поканатных денег», перевозный канат быстро подвивался, преграждая ход через реку, а иногда и опрокидывая налетевшее на него судно».1) Этим способом, как сказано в указе, пользовались не только воеводы, различные городские и сельские канцелярии, таможни и городничие, но и государственные, помещичьи, архиерейские и монастырские крестьяне. Вслед за этим снова шёл обширный список городов, сёл и деревень, где процветала подобная форма пиратства. Размер «поканатных» поборов колебался от нескольких гривен до «полтины и по двадцати алтын и более» с одного судна.

Ещё одной выдумкой были «мостовые деньги». При верховом, против течения, ходе судов, когда плавание под парусами было невозможно, их тянули бечевой. Бурлаки, впряжённые в лямку, передвигались по берегу специальной тропой, называвшейся бечевником. Эта прибрежная полоса по обеим сторонам судоходных рек была изъята из общинного, церковного и помещичьего пользования и принадлежала государству. Встречавшиеся на пути небольшие притоки и речки бурлаки переходили вброд. Если притока была глубокой, передвигались завозами — подтягивали судно на специальной канатной тяге к брошенным впереди тяжёлым якорям.

Однако и тут был придуман способ для грабежа проходящих судов: «…крестьяне чрез имеющиеся при тех селах самыя малыя речки намостили мосты, и мимо тех сел с идущих барок и стругов через те речки вброд, а не по тем их мостам, берут мостовыя деньги… с барок по гривне, с пеших работных людей, которые на тех барках бывают в работе, и по тем их мостам никогда не ходят, а бывают на тех же барках, а когда для барочных нужд и перевоза бичев, и переезжают, кто в своих малых лодках, которыя при тех барках имеются, и с тех работников берут по копейке и более с человека, и кои в том спорят, и без указа не дают, тех бьют и сажают в пустыя избы в колоды».2) Впрочем, как сообщается в этом же указе, береговые жители порой даже не утруждались тем, чтобы придать собственным разбоям видимость законности: «…во многих местах Архиерейские и монастырские крестьяне и ямщики рощищенную дорогу запахали, и идучие барки во время вешней полой и летом прибылой воды не пропущают и держат с барками дней по 5 и более, а иных бьют и увечат безвинно».3)

Сенатский указ 1743 года снова перечисляет те же самые кантаные заставы и мостовые поборы: «…крестьяне, не токмо по малым мосточкам с идущих, но и с тех, кои в своих лодках объезжают, или по другой стороне идут, и на барках бывают, грабительски деньги берут…»4) Правда, в этом указе добавилась ещё одна подробность: «…привальныя и отвальныя… деньги берут…»,5) — иначе говоря, стали брать деньги за то, что судно причаливало к берегу, а заодно и за то, что отчаливало от него.

В 1764 году при Екатерине II вышел Сенатский указ, в котором сообщалось: «…когда барки на косах, мелях и каменьях останавливаются, то оные обыватели не допускают силою многолюдства служащих на барках людей выгружать товары, а принуждают купцов нанять их выгружать за дорогую цену, а сверх того, ища себе большей прибыли, сносят зимою с берегов каменья и бросают их по концам фарватера, в средине ж онаго ставят, утвердя под водою, стяги, от которых делается струя, как и от подводных больших камней, и так лоцманы, увидя струи и опасаясь, чтобы не разбить барку, поворачивают судно в сторону на брошенные по концам фарватера камни, на которые барка садится или от оных разбивается».6)

В апреле 1809 года Именным указом императора Александра I была утверждена «Инструкция смотрителям на пристанях по ведомству Рыбинской конторы Водяной Коммуникации». Этот обширный документ состоял из нескольких разделов. Третий из них, «Инструкция Смотрителям Орловскому и находящимся по реке Оке, в дополнение общей инструкции», содержал подробное описание того, каким образом прибрежные жители, в основном крестьяне, грабили речные суда.

«Случается во время открытия весны… от своих пристаней порожния суда уносят за 20 и более верст; в таковых случаях некоторые набережные жители делают злоупотребление, то есть несомое льдом судно стараются, поймавши, заводить на низкия отложистые берега, в том намерении, чтобы осуша оное, обобрать все имеющиеся на судне судовые припасы, а иногда и самыя суда разламывают и развозят по своим домам; а когда не успеют сего сделать, то во время съемки таковых судов, делают большое притеснение, требуют поземельное и несорзмерныя цены под видом тем, будто судно на их земле стоит, не допускают хозяина судна нанимать в работу посторонних людей из ближних селений, и через то [берут с] хозяина судна тройную цену».7)

Если во время сплава «грузныя суда, по неисправности лоцманов, или от сильнаго стремления воды становятся на луга, на острова и на отложистые берега», прибрежные жители «под тем видом, будто рабочие люди занимают более пространства, как назначенной бечевник позволяет, и под сим предлогом от хозяев вынуждают немалыя поземельныя деньги», а когда хозяин судна не соглашается, «между береговыми жителями и рабочими бывают драки».8)

«Во время несчастнаго случая при разбитии судна… обыкновенно и сколько известно береговые жители притесняют несчастнаго хозяина судна, не допущают ему нанимать в работу посторонних таскать на берег потопший хлеб, и через то берут цену, какую хотят, а потопший хлеб, который бы можно выгрузить с помощью посторонняго народа в одни сутки, остается два и более дней в воде, портится и водою разносится. При том же не допущают помоченнаго зерноваго хлеба разсыпать, а кулевой разставлять для сушки долее той пропорции, как бечевник назначен, а рядятся с хозяином, и берут немалыя поземельныя деньги».9)

«Набережные жители во многих местах бечевник запахивают для посева хлеба, а против своих селений загораживают весь берег в огороды»,10) — естественно, тем самым фактически делая невозможным ход судов бечевой. «…во многих местах имеются по большим дорогам и селениям разводные мосты и паромные перевозы, на которых во время сплаву летних краванов и в верх идущих судов бывает не малая остановка, и сколько известно, берут за развод мостов и отпуск канатов немалыя деньги…»11)

Когда же в конце навигации суда становились на зимовку, крестьяне ближних сёл и деревень часто не позволяли «на берега ставить зимовок для караула, врывать столбы для вешней чалки судов», а опять-таки вымогали с судовщиков плату — «ибо известно, что берут за то усильным образом деньги», а в случае отказа платить «обрубливают и снасти».12)

Как видим, народные «вымыслы» были действительно наглыми. А то, чем промышляли крестьяне прибрежных сёл и деревень в XVIII и XIX веках, было самым настоящим и откровенным пиратством. Разве что только «сарынь на кичку» никто не кричал.


1) Шубин И.А. Волга и волжское судоходство (История, развитие и современное состояние судоходства и судостроения). М.: Транспечать, НКПС, 1927. Стр.360.

2) Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649-1825): Том 9, №6600. Стр.368.

3) Там же.

4) Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649-1825): Том 11, №8778. Стр.889.

5) Там же. Стр.891.

6) Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649-1825): Том 16, №12.295. Стр.1009.

7) Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649-1825): Том 30, №24.063. Стр.1400.

8) Там же. Стр.1401.

9) Там же.

10) Там же.

11) Там же.

12) Там же. Стр.1402.

 

Другие очерки из цикла «Камские пираты»:
I. Речные пираты
II. Разбои обыкновенно начинались со вскрытием рек
III. Время простоты и предрассудков
IV. Благоразумие в крепко запертой каюте
V. Не спал до утренней зари бесплодно
VI. Бери и чашки и ложки
VII. Иван Фаддеич из дьячков
VIII. Фелисата Камская
IX. Сказочные по форме, но бывшие в действительности
X. Продавал свою душу черту за шелковую персидскую рубаху
XI. Сарынь на кичку
XII. Веники и Жегули
XIII. Норманский рыцарь
XIV. Сторона, изобильная хлебом и разбойниками
XV. Торговые казни в Елабуге
XVI. Гурий Востряков, сапожник и пират
XVII. Скелеты в шкафах нашей истории
XVIII. Кисельные берега
XIX. Все сии меры оказывались недостаточными
XX. Чинятся им великия разорения
XXI. Наглые вымыслы

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21]



Наверх
blog comments powered by Disqus