Другие публикации

Other publications

Камские пираты

Очерки из истории Елабужского края и Прикамья XVIII-XIX веков

Алексей Куклин

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21

 

XII. Веники и Жегули

Та демонстративная вежливость в отношениях между пиратами и судовщиками, которую описал П.И.Небольсин, имела, кроме суеверного страха, и вполне прозаические причины. При любой попытке сопротивления лица, командовавшие судном и отвечающие за сохранность товаров и казны, подвергались пыткам. Понятно, что происходило это только в том случае, если разбойникам удавалось захватить корабль. Но когда они нападали не на государственные караваны или вооружённые флотилии уральских промышленников, то, как правило, даже небольшие шайки легко брали купеческие суда на абордаж.

П.И.Небольсин говорит о расправах пиратов над судовщиками кратко: «связывали веревками находившихся там лоцмана, водолива, кашевара и прикащика, делали им разныя истязания». Н.Я.Аристов упоминает разбойников, которые «учили зазнавшихся, под коленками жилки подрезывали… для того, «чтобы не швыдко бегали».1) В одной из записанных им легенд упоминается и пытка «вениками». Как-то раз Василий Сибиряк узнал, что «управляющий села Зеленца собрал полный оброк с крестьян и хочет отослать его к барину в Питер». И решил он с товарищами вернуть эти деньги крестьянам, потому что «половина оброка на фиверках сгорит, а другая пролетит на заморския штуки». Однако жена управляющего сумела утаить основную часть собранных денег. «На веники ее!» крикнул атаман. Тотчас женщину повесили за руки и за ноги, стали подпаливать спину…»2)

Крупнейший исследователь истории русского речного судоходства И.А.Шубин пишет о пытках, которые применяли пираты, также очень коротко: «Самым употребительным способом добиться в таком случае сознания владельца было поджаривание его на огне, — об этом говорят как исторические документы, так и народные песни».3) Исторических документов, вскользь помянутых И.А.Шубиным, мне найти не удалось. Сам он их не приводит и даже не называет, а в подтверждение тезиса о распространённости пыток огнём цитирует фольклорно-песенные материалы. Рассказов прямых свидетелей о пытках и убийствах судовщиков в исторической и мемуарной литературе практически нет. Те же, которые существуют, малочисленны и основаны на пересказах с чужих слов. К подобного рода документам относится «Записка, найденная в бумагах покойного купца С-ва», которую приводит И.А.Шубин. Купец этот происходил из Перми, а записи его датируются началом XIX века. Он вспоминал: «Разбойники не редко нападали и грабили, а если оплошают судохозяева обороною, то взошедши разбойники на судно — первое их слово всегда было: «сарынь на кичку!» — и ни один из рабочих не смей пошевелиться, ложась лицем в пол; а тут хозяина на пытку и жгут на венике, приговаривая: «давай деньги!.. где спрятал?» …и буди не отдаст все, что имеет — убьют и тем удовольствуясь, уезжают, и суда на них нет».4)

«Самый ходячий их способ добиваться сознания у богатых людей, где спрятаны деньги, был посредством поджаривания на огне; — рассказывает Н.Я.Аристов, — об этом сообщают сведения как исторические акты, так и песни. Ванька Каин упоминает об этом приеме сушить на огне, когда запирался кто; а если кричал и говорил много, то заставляли его рыбу ловить.

Поджигание на вениках и на лучине практиковалось разбойниками изстари; в первой половине XVII-го стол. у Гришки Мурышки это средство было любимым.

    А проговорил Усище — большой атаман:
    «Ах, братцы, Усы, за свои промыслы!
    Ох, нутко, Афонас, доведи его до нас,
    Ах, нутко, Агафон, да вали его в огонь!
    А берите топоры с подбородышами,
    Ах, колите заслон, да щепайте лучину,
    Добывайте огонь, кладите среди избы,
    Валите крестьянина брюхом на огонь,
    А старуху валите [жопой] на огонь!»5)

Далее Н.Я.Аристов приводит ещё одну весьма любопытную песню, особенно интересную тем, что описание пытки сочетается в ней с плясовым мотивом и задорным характером:

    «Ах, и что же вы, ребята, приуныли,
    Аль у вас, молодые, денег нету?
    Седлайте, ребята, себе коней,
    Своему атаману пару в дрожки.
    Пойдем, ребята, к дяди в гости,
    Попросим у дяди в займы денег;
    Как дядюшка скажет — «денег нету»,
    А тетушка скажет — «не бывало»,
    Берите, ребята, с гряд по полену,
    Щепляйте, ребята, вы лучину,
    Щепляйте лучину помельче,
    Разводите огонь пожарче,
    Кладите на огонь дядю с теткой…
    Как дядюшка скажет — «денег много»,
    А тетушка скажет — «сметы нету», —
    Пойдем-те, ребята, в кладовую;
    Берите по горсти — рублей по сту;
    Поедем, ребята, загуляем,
    Запоем молодку во всю глотку:
    «Молодка, молодка молодая!»6)

Не менее интересно и то, что Н.Я.Аристов приводит фактический случай подобной пытки, причём относящийся не к XVII или XVIII столетиям, а ко второй половине XIX века: «Этот давнишний обычай не уничтожился доселе: в ночь на 4-е июля 1874 г. неизвестные ворвались в дом крестьянки Матрены Дегтяревой с. Елисаветовки Ново-Московскаго уезда Екатринославской губ., жгли ее огнем и взяли спрятанные деньги…»7)

Пытка огнём, в том числе и горящим веником, не была изобретением речных разбойников. Они всего лишь заимствовали её из арсенала «пристрастных допросов» государственных учреждений, в частности, из практики «губных изб» и Разбойного приказа. В 1873 году в журнале «Русская старина» был опубликован документ из дел Тайной канцелярии за 1735-1754 годы. Назывался он «Обряд како обвиненный пытается». В нём упоминалось, что палач: «…висячего на дыбе ростянет и зажегши веник с огнем водит по спине, на что употребляетца веников три или больше, смотря по обстоятельству пытанного».8) Но молва и легенды почему-то прочно связали подобные пытки с пиратами. Более того, та же народная фантазия даже название Жигулёвских гор возвела к этим горящим веникам.

Легенду о происхождении названия «Жегули» записал Семён Иванович Васюков (1854-1908), довольно известный в своё время очеркист. Благодаря ему и современным журналистам, эта наивная этимология широко разошлась по российскому интернету в пересказах. Впрочем, читать её лучше всё-таки в подлиннике. В очерке «Вниз по Волге», опубликованном в 1906 году, С.И.Васюков писал: «Пароход подходил к деревне Усолью, откуда начинаются изветныя Жегулевы горы. Усолье, очень древнее население, существует с XVI века, когда было пожаловано царем Петром I кн. Меншикову9), а после его ссылки перешло в собственность гр. Орлова-Давыдова. Против Усолья — вершина «Караульный бугор», которым начинаются Жегули, идущия по правому берегу Волги на 90 верст к югу. Прозвание народное Жегули происходит от фразы «жечь на вениках». В прежнее лихое время, когда в жегулевских лесах и ущельях, кроме разбойников и диких зверей, никто не проживал, тогда волжские добрые молодцы со своими атаманами грабили торговых людей, поджидая их суда в укромных местах и некоторых, таивших деньги, раздевали донага и секли заженными вениками. Такая своеобразная пытка развязывала языки самых терпеливых и упорных купцов».10)

Сложно сказать, насколько на самом деле российское пиратство было кровавым и жестоким. «По народным сказаниям, разбойники почти не губили христианских душ, проучивали только тех, у которых ни честью, ни убеждением ничего не возьмешь».11) Да и судовщики, как правило, предпочитали добром откупиться от разбойников, не ввязываясь в прямые столкновения с ними. Однако, не стоит забывать, что речь идёт всё-таки о пиратах и грабителях. Кроме того, и сама эпоха, когда в России процветали речные грабежи и разбои, — XVII, XVIII и первая половина XIX веков, — особым гуманизмом не отличалась и жизнь человеческая в то время не принадлежала к числу особо почитаемых ценностей. «Изобретательны и жестоки были атаманы на пытки, не щадили ни людей православных, ни святыни; без пощады они обирали и жгли имущество, не оставляя иногда, чем прикрыть наготу».12)


1) Предания о разбойниках. Н.Аристова. — Северное сияние, русский художественный альбом, издаваемый Васильем Генкелем. Том III. Санктпетербург, 1864. Стлб.356.

2) Там же. Стлб.361-362.

3) Шубин И.А. Волга и волжское судоходство (История, развитие и современное состояние судоходства и судостроения). М.: Транспечать, НКПС, 1927. Стр.357.

4) Пермский сборник. Повременное издание. Книжка вторая. Москва, 1860. Стр.ХХХ.

5) Об историческом значении русских разбойничьих песен. Н.Аристова. Воронеж, 1875. Стр.146.

6) Там же. Стр.147.

7) Там же.

8) Русская старина. Том VIII. Санктпетербург, 1873. Стр.58.

9) Так в тексте. Очевидная опечатка. Годы жизни Петра I — 1672-1725.

10) Васюков С.И. Вниз по Волге. (Очерки). — Исторический вестник. Том CVI. С.-Петербург, 1906. Стр.1002.

11) Предания о разбойниках. Н.Аристова. — Северное сияние, русский художественный альбом, издаваемый Васильем Генкелем. Том III. Санктпетербург, 1864.Стлб.355.

12) Об историческом значении русских разбойничьих песен. Н.Аристова. Воронеж, 1875. Стр.147-148.

 

Другие очерки из цикла «Камские пираты»:
I. Речные пираты
II. Разбои обыкновенно начинались со вскрытием рек
III. Время простоты и предрассудков
IV. Благоразумие в крепко запертой каюте
V. Не спал до утренней зари бесплодно
VI. Бери и чашки и ложки
VII. Иван Фаддеич из дьячков
VIII. Фелисата Камская
IX. Сказочные по форме, но бывшие в действительности
X. Продавал свою душу черту за шелковую персидскую рубаху
XI. Сарынь на кичку
XII. Веники и Жегули
XIII. Норманский рыцарь
XIV. Сторона, изобильная хлебом и разбойниками
XV. Торговые казни в Елабуге
XVI. Гурий Востряков, сапожник и пират
XVII. Скелеты в шкафах нашей истории
XVIII. Кисельные берега
XIX. Все сии меры оказывались недостаточными
XX. Чинятся им великия разорения
XXI. Наглые вымыслы

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21



Наверх
blog comments powered by Disqus