Другие публикации

Other publications

Камские пираты

Очерки из истории Елабужского края и Прикамья XVIII-XIX веков

Алексей Куклин

 

[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

 

I. Речные пираты

О морских пиратах знают все. Кто-то читал «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, кто-то эпическую сагу о подвигах капитана Блада Рафаэля Сабатини. А уж о популярности фильма «Пираты Карибского моря» и капитана Джека Воробья говорить вообще не стоит. Да и в учёной литературе о пиратстве преобладает морская тематика, и речь идёт о знаменитых испанских, французских, английских, голландских флибустьерах, каперах, корсарах и пиратах.

О российском речном пиратстве известно значительно меньше. Не повезло нам на собственных Стивенсонов и Сабатини. Да и никаких серьёзных исследований, кроме одной-двух небольших дореволюционных работ, по этой теме тоже не было. Правда, сами разбои на российских реках, независимо от внимания или невнимания к ним историков и беллетристов, благополучно существовали в течении трёх с лишним веков и доставляли немало хлопот как купечеству, так и государству. Феномен по своей значимости и роли вполне сопоставимый со знаменитым морским пиратством XVI-XVIII столетий.

Ну а по своим хронологическим и географическим масштабам, по той массовости, которую вернее было бы называть всенародностью, потому что в грабежах речных судов и караванов участвовали не только разбойники, но и чиновники, военные, монахи, помещики и крестьяне, по оригинальности тех форм и приёмов, в которых происходили эти нападения, и по тому затейливому туману легенд, которым разбои эти были окутаны во времена их расцвета и продолжают оставаться окутанными до сих пор, — по всем этим крайне своеобразным чертам наше отечественное пиратство существенно отличалось от любых зарубежных аналогов, а в чём-то даже и превосходило их.

На просторах Атлантики, в Тихом и Индийском океанах морским разбоем занимались профессиональные моряки и военные. Сложно представить, чтобы обычный фермер из Нового Света или крестьянин из Старого Света, бросив вдруг землю и хозяйство, подались бы искать удачу на море. Без специальной подготовки они не смогли бы управиться с оснасткой, навигацией и вооружением больших военных парусников того времени. Море было сферой деятельности хорошо обученных и подготовленных профессионалов. А морские разбои за редким исключением являлись либо частью экономических и военных конфликтов между державами, либо их следствием — они служили инструментом политики.

Российское пиратство, напротив, было явлением внутригосударственным, а по своему характеру преимущественно бытовым — именно отсюда происходили его почти невероятные масштабы, сословная и этническая всеохватность и вековая неистребимость. Ведь для того, чтобы ограбить проплывающее по какой-нибудь Оке, Суре или Вятке купеческое судно, чиновнику, помещику или крестьянину вовсе не требовалось менять образ жизни, оставлять своё хозяйство и чему-то специально учиться. А тем знаменитым ворам и разбойникам, которые по временам держали в страхе целые губернии или уезды, вполне хватало одной или двух обычных лодок, немудрёного вооружения и определённой доли наглости.

Следует отметить, что в дореволюционной литературе слово «пираты» в приложении к речным разбойникам практически не употреблялось. Говорили просто о разбойниках, а в законодательных актах использовали словосочетание «воры и разбойники». Во второй половине XIX века с лёгкой руки Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905) и благодаря его книге «Понизовая вольница» популярным стало выражение «вольница», означающее, главным образом, разбойников Поволжья, а уже в ХХ веке стараниями уральского журналиста и краеведа Виктора Александровича Весновского (1873-1933) появился аналогичный термин «камская вольница» — соответственно, означающий разбойников и пиратов Прикамья.1) В последнее время речных разбойников уже повсеместно называют пиратами. И словоупотребление это прижилось. Но, справедливости ради, следует всё-таки отметить, что первым, кто назвал их пиратами, был Павел Иванович Небольсин (1817-1893). В 1849 году в книге «Покорение Сибири» он писал: «Волжские разбойники, как известно, не с разу усмирились: долго эти артели продолжали то же ремесло, ремесло речных пиратов, ремесло, с которым они сроднились и которое не казалось им ни омерзительным, ни преступным…»2)

Основными регионами деятельности отечественных пиратов были бассейны рек Волги и Камы, наиболее оживлённые торговые артерии страны. Сейчас без специальных архивных исследований сложно сказать, в какой мере имели отношение к речным разбойникам жители Елабуги XVII-XIX веков. Прямых свидетельств об этом в опубликованных источниках не существует, да и репутации разбойничьего гнезда у Елабуги никогда не было. Но некоторые, пусть и скудные, отголоски в рассказах очевидцев, легендах и документах всё-таки сохранились. Так, например, Тобиас Кёнигфельс (1716-после 1771), который вёл дневник экспедиции академика Николая Иосифа Делиля (1688-1768)3), в сентябре 1740 года отмечал, что среди встретивших их коломенку возле Елабуги торговцев рыбой попадались «величайшие негодяи».4) А уже в ХХ веке в одном из самых массовых журналов СССР «Огонёк» прозвучал довольно странный вариант одной местной легенды: «А в Елабуге «Чертово городище» — развалины башни; с нее монахи-разбойники расстреливали караваны судов, если купцы не платили монастырю подати…»5)

История нашего города, читаем ли мы её в изложении почтенного елабужанина Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872) или в пересказе загадочного касимовца Николая Ивановича Шишкина (1867-?), в обширном очерке учёного Василия Филипповича Кудрявцева (1843-1911) или в работах современных авторов (Н.М.Валеева, И.В.Корниловой, И.В.Масловой, А.Н.Иванова), писалась до сих пор исключительно как сухопутная. Удивительно даже, что какие-то очевидные, а порой и просто бросающиеся в глаза вещи остаются незамеченными в течение многих десятилетий. А ведь то, что история Елабуги связана с Камой и никогда не была только сухопутной — видно невооружённым взглядом. Почти всё снабжение сначала пригородка, затем села, а потом и города необходимыми продуктами и товарами, которые не производились на месте, до исхода ХХ века происходило преимущественно по Каме; едва ли не вся хлебная торговля местных купцов осуществлялась сплавом по реке в низовые, центральные и северные губернии; население в немалой мере было связано с судоходством и бурлачеством. Но всё это так и остаётся белым пятном в истории Елабуги, словно Кама, возле которой стоит город, была только частью местного пейзажа, а не частью его истории.

В последующих очерках на основе доступных материалов предпринята попытка рассказать об одной из сторон нашей речной истории — о камском пиратстве. Там, где было возможно, предпочтение отдавалось материалам XVIII века, касающимся либо Прикамья, либо непосредственно Елабуги.


1) См.: В.Весновский. Камская вольница. — «Кунгурско-Красноуфимский край», 1925.

2) Покорение Сибири. Историческое изследование Павла Небольсина. Санктпетербург, 1849. Стр.67.

3) Академик П.Пекарский, на чью книгу «Путешествие академика Николая Иосифа Делиля в Березов в 1740 году» я ссылаюсь в данном очерке, называет своего героя Николаем Иосифом. Кроме того, в дореволюционных изданиях его имя иногда пишут как Осип Николаевич. В современной литературе приняты написания: Жозеф-Никола или Жозеф Никола Делиль (Joseph-Nicolas De L'Isle). Однако в связи тем, что в этом очерке все цитаты даются по книге П.Пекарского, я сохранил написание Николай Иосиф Делиль, хотя и очевидно, что оно является ошибочным.

4) Путешествие академика Николая Иосифа Делиля в Березов в 1740 году. Академика П.Пекарскаго. Санктпетербург, 1865. Стр.55.

5) Белкина М. И плывут берега… — Огонёк. №34 (1679), 16 августа 1959. Стр.15.

 

Другие очерки из цикла «Камские пираты»:
I. Речные пираты
II. Разбои обыкновенно начинались со вскрытием рек
III. Время простоты и предрассудков
IV. Благоразумие в крепко запертой каюте
V. Не спал до утренней зари бесплодно
VI. Бери и чашки и ложки
VII. Иван Фаддеич из дьячков
VIII. Фелисата Камская
IX. Сказочные по форме, но бывшие в действительности
X. Продавал свою душу черту за шелковую персидскую рубаху
XI. Сарынь на кичку
XII. Веники и Жегули
XIII. Норманский рыцарь
XIV. Сторона, изобильная хлебом и разбойниками
XV. Торговые казни в Елабуге
XVI. Гурий Востряков, сапожник и пират
XVII. Скелеты в шкафах нашей истории
XVIII. Кисельные берега
XIX. Все сии меры оказывались недостаточными
XX. Чинятся им великия разорения
XXI. Наглые вымыслы

 

[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21



Наверх
blog comments powered by Disqus