Фёдор Лях: из творческого наследия
После публикации статьи «Фёдор Фёдорович Лях. Штрихи к портрету» нам в руки попал небольшой буклет под названием «Московские художники. Ф.Ф.Лях». Точнее говоря, подлинник буклета мы и в глаза не видели, а вот цифровые фотоснимки с него нам предоставил елабужский краевед Андрей Иванов.
Буклет был издан Московским отделением Союза художников (МОСХ) в издательстве «Советский художник» в 1988 году. Он содержит пять чёрно-белых репродукций произведений Ф.Ф.Ляха, его небольшой портрет и очень краткую биографию.
В подписях к репродукциям, кроме названных пяти, значатся ещё две работы: «Бык тореро» и «Голова коня», которых в буклете-складушке нет. Так как в советское время подобного рода опечатки хоть и случались, но были исключением, а не правилом, можно предположить, что на самом деле это был всё-таки не буклет, а своего рода набор открыток. А «Бык тореро» (скульптура) и «Голова коня» (рисунок) были теми самыми открытками, которые и входили в комплект. Очевидно, когда А.Иванову удалось получить фотографии буклета, открыток этих уже не существовало.
Тираж издания составлял всего 300 экземпляров. Кроме того, в выходных данных стоит пометка: «Бесплатно». Всё это в совокупности с датой издания (1988 год) позволяет предположить, что буклет (или набор открыток – ?) был издан к 70-летию Фёдора Фёдоровича Ляха и никогда в открытую продажу не поступал. Небольшое несовпадение дат, а именно: 1917 (год рождения скульптора) и 1988 (год выхода буклета) может быть связано с чем угодно: от разницы в датах старого и нового стиля до забывчивости руководства МОСХ.
Так или иначе, перед нами — библиографическая редкость, которая позволяет получить хоть какое-то представление о творчестве Фёдора Ляха.
Юбилейное издание, каким бы скромным оно ни было, предполагает, что на его страницах будут представлены наиболее значимые работы художника.
Исходя из того, что мы видим в буклете, а также из того, что представленные в нём работы выполнены из тонированного гипса и пластилина (не детского, а специального скульптурного пластилина), остаётся сделать вывод, что основная часть творческой жизни Фёдора Фёдоровича была посвящена всё-таки не созданию собственных работ, а реставрации памятников скульптуры.
Это юбилейное издание буквально всем — объёмом, тиражом, качеством и количеством репродукций — наталкивает на мысль, что творческая судьба талантливого скульптора и монументалиста оказалась обыденно и традиционно трагичной. Очевидно, что Фёдору Ляху удалось воплотить в бронзе только одну свою работу — конную статую Надежды Дуровой. И при этом — вполне в рамках жанра тихой трагедии — он так и не дожил до установки и открытия своего замечательного памятника в Елабуге.
А.Куклин, июнь 2011 г.
Внешняя сторона буклета «Московские художники. Ф.Ф.Лях». 1988 г.
Внутренняя сторона буклета «Московские художники. Ф.Ф.Лях». 1988 г.
Н.А.Дурова, кавалерист-девица. 1978-1985. Пластилин. 100х43х35
Воздушная гимнастка. 1972. Рельеф, гипс тонированный. Диаметр 40
Советская эклектика. Традиционная композиция “Венера и Амур” претерпела вполне “овидиевские метаморфозы” с оттенком эзоповых басен – Венера взяла да и превратилась в “воздушную гимнастку”. Жаль, что Амур не стал пионером
Русская амазонка. 1951-1961. Пластилин. Высота 59
Это тоже кавалерист-девица Н.Дурова
Внутренняя сторона обложки. Ф.Ф.Лях: фото и краткая биография
Деталь в жанре советского и постсоветского честного вранья: в издании 1988 года о бронзовой скульптуре Н.Дуровой работы Ф.Ляха сказано, что она уже “установлена в г.Елабуге”. Это не опечатка, это логика: коли скульптура была отлита в бронзе и отправлена в Елабугу, то она “установлена”, а то, что она ещё пять лет простоит в ящике и в сарае, это – не имеющие значения мелочи
На самом деле памятник был установлен в 1993 году. Торжественное открытие состоялось 27 августа 1993 года
Бык. 1958. Гипс тонированный. Высота 15 Конь. 1978. Пластилин. Высота 27
Наездница Татьяна Левченко. 1971. Бумага, карандаш. 28х21
Фёдор Фёдорович Лях. 1973 г.
А это просто дополнение. Вместе с буклетом А.Н.Иванов предоставил нам такую вот фотографию Фёдора Фёдоровича Ляха. Качество фотографии, конечно, оставляет желать лучшего. Но уж что в руки попало – других вариантов пока нет
Обратная сторона фотографии Ф.Ф.Ляха
Надпись читается так: “Это фото 1973 г. Лучшево (?) нет. С уважением ЛФ. 1979 (?)”. Где “ЛФ”, судя по всему, – автограф Ф.Ляха
Публикации по теме:
Фёдор Лях: памятник Дуровой (альбом)
Фёдор Фёдорович Лях. Штрихи к портрету (статья)