Елабуга. Памятник Н.А.Дуровой
Елабуга. Памятник Н.А. Дуровой (Скульптор – Ф.Ф. Лях, архитектор – С.П. Бурицкий) Фото Л.Пахомовой © 2008
Елабуга. Мраморный бюст Н.А.Дуровой
Елабуга. Мраморный бюст Н.А. Дуровой во дворе музея-усадьбы (Скульптор Г.А. Зяблицев) Фото Л.Пахомовой © 2008
Сарапул. Памятная стела на месте дома городского главы В.А.Дурова
Сарапул. Памятная стела на месте дома городского главы В.А. Дурова Фото by © Boris Busorgin (from flickr.com)
Обложка журнала «Огонёк» с публикацией о Ф.Ляхе
Обложка журнала «Огонёк» с публикацией о Ф. Ляхе
Страница журнала «Огонёк» с публикацией о Ф.Ляхе
Страница журнала «Огонёк» с публикацией о Ф. Ляхе
Ф.Лях. Кавалерист-девица. Первое оригинальное произведение скульптора
Ф. Лях. Кавалерист-девица Первое оригинальное произведение скульптора

Другие публикации

Фёдор Фёдорович Лях. Штрихи к портрету

Алексей Куклин

 

Фёдор Фёдорович Лях — автор бронзовой конной статуи Надежды Андреевны Дуровой, установленной в Елабуге возле ворот Троицкого кладбища, где она была похоронена. Памятник этот известен всем елабужанам, к нему неизменно приводят экскурсионные группы и приезжают автобусы с туристами. Так что мы не сильно ошибёмся, если скажем, что он известен на всю страну. Да и кроме того, других памятников Н.А.Дуровой просто не существует.

Есть ещё бюст Н.А.Дуровой, стоявший ранее в Александровском парке в Елабуге. В настоящее время он находится во дворе Музея-усадьбы Н.А.Дуровой. Кроме этого в Сарпуле, городе, который не менее тесно связан с жизнью и судьбой кавалерист-девицы, чем Елабуга, существует стела с барельефным портретом Надежды Андреевны в гусарской форме. Оба эти памятника несут на себе ярко выраженные черты советского менталитета — иными словами, весьма и весьма «Made in USSR».

Скульптура работы Ф.Ф.Ляха представляет собой если и не выдающееся (а почему бы и нет?), то во всяком случае настоящее классическое произведение монументального искусства. Она украшает наш город, и мы с полным правом можем гордиться этим памятником.

Лях неоднократно бывал в Елабуге и потратил много лет и сил на то, чтобы найти на разрушенном Троицком кладбище место захоронения кавалерист-девицы, добиться установки на этом месте надгробия, а затем — и установки бронзового монумента Н.А.Дуровой, — непременно в Елабуге и непременно если не на самом кладбище, то возле него. Казалось бы, что при таких обстоятельствах именно елабужане должны знать о Фёдоре Фёдоровиче всё и служить самым полным и достоверным источником информации о его жизни, творчестве и сохранившемся наследии. Однако, как только мы попытаемся узнать что-нибудь о Ф.Ф.Ляхе, то сразу наталкиваемся почти что на глухую стену.

В общедоступных источниках, а именно в российском интернете, информация о нём предельно скудна и практически вся сводится к самым элементарным биографическим данным в объёме одного-двух абзацев. Думаю, что и в печатных изданиях сведений об этом человеке найдётся не на много больше.

Единственный интересный и достаточно полный текст представляет собой статья елабужского краеведа А.Н. Иванова «Федор Лях: сохраняя память женщины-воина», опубликованная в газете «Вечер Елабуги» (№41 от 8 октября 2008 г.), а затем — на сайте названной газеты.

Из иконографического материала можно найти две фотографии Фёдора Фёдоровича: одна сопровождает публикацию А.Н.Иванова в «Вечере Елабуги», другая представлена на сайте елабужской администрации. Обе предельно низкого качества. Из творческого наследия скульптора в российском интернете представлено множество различных фотографий елабужского памятника Н.А.Дуровой. Ни фотографий других скульптур, ни его рисунков (а все скульпторы, как правило, великолепные рисовальщики; и наверняка в наследии Ф.Ф.Ляха существует немалый корпус подготовительных и просто рисунков, посвящённых Н.А.Дуровой) нет — ни с авторскими правами, ни public domain.

Итак, что нам известно о Фёдоре Фёдоровиче Ляхе, человеке, чья судьба оказалась так тесно связанной с нашим городом?

Он родился 28 августа 1917 г. на хуторе Ангелинский Красноармейского района Краснодарского края. В годы Великой Отечественной войны воевал на Западном фронте. Награждён орденом Великой Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За отвагу». В 1949 г. окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское), затем в 1955 г. — искусствоведческий факультет МГУ (в статье А.Н.Иванова сказано, что Ф.Ф.Лях закончил исторический факультет МГУ; это, скорее всего, не ошибка, а простая опечатка). 15 лет работал скульптором-реставратором Всероссийского художественного научно–реставрационного центра им. И.Э.Грабаря (непонятно, в какие именно годы). В 1976 г. был принят в члены Союза художников СССР (то есть в возрасте 59 лет, фактически уже пенсионером). Среди творческого наследия (помимо реставрационных работ) А.Н.Иванов называет следующие скульптуры Ф.Ф.Ляха: «Конь цирковой» (1957), «Конь лихой» (1957), «Кавалерист М.И.Струков» (1979), «Н.А.Дурова, кавалерист-девица» (1978-1985). Умер 12 мая 1992 года.

Вот фактически и всё. Остальное — либо лирика, либо попытки хоть как-то отблагодарить человека, который столь много сделал для нашего города: посмертно Ф.Ф. Ляху было присвоено звание «Почётный горожанин Елабуги» и названа его именем улица (где-то на окраине города; ни разу на ней не был и даже не представляю, где она находится).

А.Н.Иванов пишет в своей статье: «О детских и юношеских его годах практически ничего не известно…» Но, похоже, что эти слова вполне можно отнести к биографии Фёдора Фёдоровича Ляха в целом, а уж к его личности и творчеству — в особенности.

Недавно и, как это обычно бывает, совершенно случайно я наткнулся на небольшую статью о Фёдоре Ляхе, опубликованную почти полвека тому назад в 1962 году в журнале «Огонёк». Нельзя сказать, что эта небольшая по объёму публикация проясняет какие-то существенные моменты в биографии Фёдора Фёдоровича, но, тем не менее, она даёт нам несколько живых штрихов к его портрету. Сама заметка была посвящена, как пишет её автор, «первому оригинальному произведению» Фёдора Фёдоровича Ляха, скульптурной композиции «Кавалерист-девица» (что, кстати, противоречит данным, приведённым в статье А.Н.Иванова).

Ниже дана републикация обнаруженной мною статьи. На фоне той скудности публичных материалов, которыми представлен в современном информационном пространстве Ф.Ф.Лях, эта републикация представляет, как мне кажется, несомненный интерес.

апрель 2011 г.

 

 


Портрет кавалерист–девицы

Л.Кафанова



Это знаменитая кавалерист–девица, героиня Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. Автор скульптурной композиции Федор Федорович Лях.

Летом сорок пятого года, когда миллионы демобилизованных воинов возвращались домой, в кабинет директора Загорского художественного училища вошел молодой худощавый лейтенант и поставил на стол глиняного коня.

— Вот, — сказал он, — за сегодняшнюю ночь слепил. Прочитал в газете, что объявлен прием в училище. Приехал попытать счастья.

Директор с удивлением смотрел на посетителя.

— К сожалению произошло какое-то недоразумение. Нашим ученикам от силы 15-16 лет. А вы, по-моему, уже к третьему десятку приближаетесь.

Молодой офицер — а это был Федор Лях — смутился и торопливо начал заворачивать коня в газету.

Федор Лях лепил с детства. Он родился и вырос в Краснодарском крае, в глухом хуторе Ангелинском. Случилось как-то, что в сельскую школу, где учился Федор, принесли вылепленный из глины бюст Тараса Шевченко. Мальчишки буквально заболели лепкой. Лучше, чем у всех, получалось у Федора Ляха. После войны перед ним встал вопрос: кем быть? Вспомнил он свое былое увлечение: как разминали руки глину, как теплела она, становилась податливой, послушной. Потянуло к творчеству, к ваянию.

Директор увидел растерянное, огорченное лицо Федора.

— Я мог бы предложить вам работу. Поступайте к нам комендантом общежития. Вы сможете посещать уроки в училище, консультироваться у наших преподавателей.

И Федор Лях, взрослый человек, прошедший войну, сел на одну скамейку с подростками, вверенными к тому же его комендантским заботам. Он знал, чего хочет, понимал, что должен овладеть профессией, о которой мечтал столько лет.

Следующей осенью Федор Лях был принят в Строгановское училище. А через три года он вернулся в Загорск, но уже преподавателем художественной лепки. Казалось, цель достигнута: Федор Лях стал скульптором. Однако, столкнувшись с настоящим искусством, Федор почувствовал, что недостает ему глубоких знаний, подлинной культуры. Он снова берется за учебники — поступает на вечернее отделение искусствоведческого факультета МГУ.

Однажды Федору Федоровичу предложили принять участие в реставрации лепных украшений Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Тут открылось его настоящее призвание — быть скульптором-реставратором. Именно в этой работе проявился его интерес к истории, умение найти ответ на сложную историческую загадку. И даже свое первое оригинальное произведение — «Кавалерист-девица», Федор Федорович Лях создавал как художник-историк.



Публикации по теме:
Фёдор Лях: памятник Дуровой (альбом)
Фёдор Лях: из творческого наследия (альбом)



Наверх
blog comments powered by Disqus