Покрова Пресвятой Богородицы

Вот она, наша церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы — старейший и самый легендарный елабужский храм, сияет в лучах осеннего солнца, торжествует свой небесный праздник. Фото Л.Пахомовой
Вот она, наша церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы — старейший и самый легендарный елабужский храм, сияет в лучах осеннего солнца, торжествует свой небесный праздник Фото © Л.Пахомовой 2011

Вот она, наша церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы — старейший и самый легендарный елабужский храм, сияет в лучах осеннего солнца, торжествует свой небесный праздник

По преданию, записанному в XIX веке священником и настоятелем Покровского храма Петром Никитичем Кулыгинским, «Царь Иоанн Грозный после покорения Казани отправился по реке Каме в город Соликамск, но на пути сделался болен и принуждён был остановиться на том месте, где теперь стоит город Елабуга». Фото Л.Пахомовой
По преданию, записанному в XIX веке священником и настоятелем Покровского храма Петром Никитичем Кулыгинским, «Царь Иоанн Грозный после покорения Казани отправился по реке Каме в город Соликамск, но на пути сделался болен и принуждён был остановиться на том месте, где теперь стоит город Елабуга» Фото © Л.Пахомовой 2011

По преданию, записанному в XIX веке священником и настоятелем Покровского храма Петром Никитичем Кулыгинским, «Царь Иоанн Грозный после покорения Казани отправился по реке Каме в город Соликамск, но на пути сделался болен и принуждён был остановиться на том месте, где теперь стоит город Елабуга»

И пока молодой царь из-за своей болезни гостил в наших краях, он успел заложить здесь церковь «во имя Покрова Божия Матери», а выздоровев, подарил ей образ «трёх Святителей в девятиглавой кивоте, от чего и место то называлось селом Тресвятским». Фото Л.Пахомовой
И пока молодой царь из-за своей болезни гостил в наших краях, он успел заложить здесь церковь «во имя Покрова Божия Матери», а выздоровев, подарил ей образ «трёх Святителей в девятиглавой кивоте, от чего и место то называлось селом Тресвятским» Фото © Л.Пахомовой 2011

И пока молодой царь из-за своей болезни гостил в наших краях, он успел заложить здесь церковь «во имя Покрова Божия Матери», а выздоровев, подарил ей образ «трёх Святителей в девятиглавой кивоте, от чего и место то называлось селом Тресвятским»

Таковы наши «преданья старины глубокой». И легенда совершенно права: именно с этого действия — с основания Покровской церкви — началась история прикамского села, а затем и провинциального городка Елабуги. Фото Л.Пахомовой
Таковы наши «преданья старины глубокой». И легенда совершенно права: именно с этого действия — с основания Покровской церкви — началась история прикамского села, а затем и провинциального городка Елабуги Фото © Л.Пахомовой 2011

Таковы наши «преданья старины глубокой». И легенда совершенно права: именно с этого действия — с основания Покровской церкви — началась история прикамского села, а затем и провинциального городка Елабуги

Понятно, что на деле всё обстояло несколько иначе: тот же Иоанн Грозный никогда в этих краях не бывал. Но легенда о царе и подаренной им иконе столь же стара, как и сама Елабуга, и у неё свои логика и правда, отличные от логики и правды учёной истории. Фото Л.Пахомовой
Понятно, что на деле всё обстояло несколько иначе: тот же Иоанн Грозный никогда в этих краях не бывал. Но легенда о царе и подаренной им иконе столь же стара, как и сама Елабуга, и у неё свои логика и правда, отличные от логики и правды учёной истории Фото © Л.Пахомовой 2011

Понятно, что на деле всё обстояло несколько иначе: тот же Иоанн Грозный никогда в этих краях не бывал. Но легенда о царе и подаренной им иконе столь же стара, как и сама Елабуга, и у неё свои логика и правда, отличные от логики и правды учёной истории

Словом, у нас всё началось с Покровского храма, стоящего на низком мысу надпойменной террасы. Откуда потом и пошла расти и строится Елабуга — сначала приграничное сельцо и крепость на восточных окраинах империи, а затем уездный город Вятской губернии и районный центр Татарской АССР. Фото Л.Пахомовой
Словом, у нас всё началось с Покровского храма, стоящего на низком мысу надпойменной террасы. Откуда потом и пошла расти и строится Елабуга — сначала приграничное сельцо и крепость на восточных окраинах империи, а затем уездный город Вятской губернии и районный центр Татарской АССР Фото © Л.Пахомовой 2011

Словом, у нас всё началось с Покровского храма, стоящего на низком мысу надпойменной террасы. Откуда потом и пошла расти и строится Елабуга — сначала приграничное сельцо и крепость на восточных окраинах империи, а затем уездный город Вятской губернии и районный центр Татарской АССР

Правда, в те далёкие и легендарные времена церковь была деревянная: «Она стояла по правую сторону нынешней каменной, и, со всею достоверностию, по дошедшим преданиям, можно заключить, была та самая, которая заложена Царём Иоанном», — писал П.Н.Кулыгинский. Фото Л.Пахомовой
Правда, в те далёкие и легендарные времена церковь была деревянная: «Она стояла по правую сторону нынешней каменной, и, со всею достоверностию, по дошедшим преданиям, можно заключить, была та самая, которая заложена Царём Иоанном», — писал П.Н.Кулыгинский Фото © Л.Пахомовой 2011

Правда, в те далёкие и легендарные времена церковь была деревянная: «Она стояла по правую сторону нынешней каменной, и, со всею достоверностию, по дошедшим преданиям, можно заключить, была та самая, которая заложена Царём Иоанном», — писал П.Н.Кулыгинский

«Она, — продолжал наш историк, — была на низу со входом, огромная и высокая с небольшими окнами в два ряда, с железными решетками. От входа с запада в церковь до северных дверей было большое крыльцо, с крышею, на столбах». Фото Л.Пахомовой
«Она, — продолжал наш историк, — была на низу со входом, огромная и высокая с небольшими окнами в два ряда, с железными решетками. От входа с запада в церковь до северных дверей было большое крыльцо, с крышею, на столбах» Фото © Л.Пахомовой 2011

«Она, — продолжал наш историк, — была на низу со входом, огромная и высокая с небольшими окнами в два ряда, с железными решетками. От входа с запада в церковь до северных дверей было большое крыльцо, с крышею, на столбах»

«Внутри, подле стен и даже по средине, были лавки. На верху девять глав с крестами, обитыми белым железом, в соответственность девяти-главой кивоти, в которой прислана была Икона трёх Святителей». Фото Л.Пахомовой
«Внутри, подле стен и даже по средине, были лавки. На верху девять глав с крестами, обитыми белым железом, в соответственность девяти-главой кивоти, в которой прислана была Икона трёх Святителей» Фото © Л.Пахомовой 2011

«Внутри, подле стен и даже по средине, были лавки. На верху девять глав с крестами, обитыми белым железом, в соответственность девяти-главой кивоти, в которой прислана была Икона трёх Святителей»

В XIX веке старую деревянную церковь разобрали и заменили каменной (в 1808-1815 годах). Правда, со всеми внутренними и внешними доделками строительство нового храма длилось едва ли не до середины 1860-х годов, однако действовать новая Покровская церковь начала уже в 1813 году. Фото Л.Пахомовой
В XIX веке старую деревянную церковь разобрали и заменили каменной (в 1808-1815 годах). Правда, со всеми внутренними и внешними доделками строительство нового храма длилось едва ли не до середины 1860-х годов, однако действовать новая Покровская церковь начала уже в 1813 году Фото © Л.Пахомовой 2011

В XIX веке старую деревянную церковь разобрали и заменили каменной (в 1808-1815 годах). Правда, со всеми внутренними и внешними доделками строительство нового храма длилось едва ли не до середины 1860-х годов, однако действовать новая Покровская церковь начала уже в 1813 году

В начале 1860-х годов в Елабугу по рекомендации И.И.Шишкина и по приглашению И.И.Стахеева приехали выпускники Императорской Академии художеств Карл Гун (1831-1877) и Василий Верещагин (1835-1909). Здесь они занимались росписью иконостаса Покровской церкви. Фото Л.Пахомовой
В начале 1860-х годов в Елабугу по рекомендации И.И.Шишкина и по приглашению И.И.Стахеева приехали выпускники Императорской Академии художеств Карл Гун (1831-1877) и Василий Верещагин (1835-1909). Здесь они занимались росписью иконостаса Покровской церкви Фото © Л.Пахомовой 2011

В начале 1860-х годов в Елабугу по рекомендации И.И.Шишкина и по приглашению И.И.Стахеева приехали выпускники Императорской Академии художеств Карл Гун (1831-1877) и Василий Верещагин (1835-1909). Здесь они занимались росписью иконостаса Покровской церкви

Пребывание молодых «академиков», как их называли елабужане, послужило основой для многочисленных местных легенд, доживших до наших дней, о том, что едва ли не каждый елабужский храм был расписан знаменитыми художниками-академиками. Фото Л.Пахомовой
Пребывание молодых «академиков», как их называли елабужане, послужило основой для многочисленных местных легенд, доживших до наших дней, о том, что едва ли не каждый елабужский храм был расписан знаменитыми художниками-академиками Фото © Л.Пахомовой 2011

Пребывание молодых «академиков», как их называли елабужане, послужило основой для многочисленных местных легенд, доживших до наших дней, о том, что едва ли не каждый елабужский храм был расписан знаменитыми художниками-академиками

В ХХ веке в годы борьбы советской власти с религиозным дурманом Покровская церковь продержалась дольше остальных елабужских храмов — она была действующей вплоть до 1940 года. А в 1988 году именно с неё началось в городе возрождение религиозной жизни. Фото Л.Пахомовой
В ХХ веке в годы борьбы советской власти с религиозным дурманом Покровская церковь продержалась дольше остальных елабужских храмов — она была действующей вплоть до 1940 года. А в 1988 году именно с неё началось в городе возрождение религиозной жизни Фото © Л.Пахомовой 2011

В ХХ веке в годы борьбы советской власти с религиозным дурманом Покровская церковь продержалась дольше остальных елабужских храмов — она была действующей вплоть до 1940 года. А в 1988 году именно с неё началось в городе возрождение религиозной жизни

Но, несмотря на перепетии ушедшего ХХ века, старейший елабужский храм и в наше время не утратил присущей ему способности притягивать к себе легендарные события, да и самому при этом оставаться уникальной елабужской легендой — церковью, которую основал Иоанн Грозный. Фото Л.Пахомовой
Но, несмотря на перепетии ушедшего ХХ века, старейший елабужский храм и в наше время не утратил присущей ему способности притягивать к себе легендарные события, да и самому при этом оставаться уникальной елабужской легендой — церковью, которую основал Иоанн Грозный Фото © Л.Пахомовой 2011

Но, несмотря на перепетии ушедшего ХХ века, старейший елабужский храм и в наше время не утратил присущей ему способности притягивать к себе легендарные события, да и самому при этом оставаться уникальной елабужской легендой — церковью, которую основал Иоанн Грозный

Так, в 1990 году со дна реки Камы подняли затонувший пятитонный колокол. В своё время он был отлит на колокололитейном заводе в Елабуге для храма в селе Пьяный Бор. Как писал потом настоятель Покровского храма протоиерей Сергий Лепихин: «Кама сама отверзла свои воды и отдала сохранённый ею... колокол». Фото Л.Пахомовой
Так, в 1990 году со дна реки Камы подняли затонувший пятитонный колокол. В своё время он был отлит на колокололитейном заводе в Елабуге для храма в селе Пьяный Бор. Как писал потом настоятель Покровского храма протоиерей Сергий Лепихин: «Кама сама отверзла свои воды и отдала сохранённый ею... колокол» Фото © Л.Пахомовой 2011

Так, в 1990 году со дна реки Камы подняли затонувший пятитонный колокол. В своё время он был отлит на колокололитейном заводе в Елабуге для храма в селе Пьяный Бор. Как писал потом настоятель Покровского храма протоиерей Сергий Лепихин: «Кама сама отверзла свои воды и отдала сохранённый ею... колокол»

В том же 1990 году произошло ещё одно знаковое событие — по благословению патриарха Алексия II епископ Казанский и Марийский Анастасий (ныне митрополит Казанский и Татарстанский) заочно отпел в елабужской Покровской церкви рабу Божию Марину (Цветаеву), трагически погибшую в Елабуге в августе 1941 года. Фото Л.Пахомовой
В том же 1990 году произошло ещё одно знаковое событие — по благословению патриарха Алексия II епископ Казанский и Марийский Анастасий (ныне митрополит Казанский и Татарстанский) заочно отпел в елабужской Покровской церкви рабу Божию Марину (Цветаеву), трагически погибшую в Елабуге в августе 1941 года Фото © Л.Пахомовой 2011

В том же 1990 году произошло ещё одно знаковое событие — по благословению патриарха Алексия II епископ Казанский и Марийский Анастасий (ныне митрополит Казанский и Татарстанский) заочно отпел в елабужской Покровской церкви рабу Божию Марину (Цветаеву), трагически погибшую в Елабуге в августе 1941 года

Вот такая она наша Покровская церковь, хранительница елабужских историй, легенд и преданий, — белоснежная красавица с золотыми куполами под лазоревым осенним небом. Фото Л.Пахомовой
Вот такая она наша Покровская церковь, хранительница елабужских историй, легенд и преданий, — белоснежная красавица с золотыми куполами под лазоревым осенним небом Фото © Л.Пахомовой 2011

Вот такая она наша Покровская церковь, хранительница елабужских историй, легенд и преданий, — белоснежная красавица с золотыми куполами под лазоревым осенним небом

А день, действительно, выдался замечательный: пойма, поросшая бурьяном и освещённая ярким солнцем, радовала глаз своей незамысловатой красотой, да и от прошедшего дождя остались только редкие лужи. Фото Л.Пахомовой
А день, действительно, выдался замечательный: пойма, поросшая бурьяном и освещённая ярким солнцем, радовала глаз своей незамысловатой красотой, да и от прошедшего дождя остались только редкие лужи Фото © Л.Пахомовой 2011

А день, действительно, выдался замечательный: пойма, поросшая бурьяном и освещённая ярким солнцем, радовала глаз своей незамысловатой красотой, да и от прошедшего дождя остались только редкие лужи

А за бурьяном, на фоне низеньких окраинных домишек высился, ослепляя своей белизной, огромный храм — один из трёх, что определяют неповторимое и своеобразное историческое и архитектурное лицо Елабуги. Фото Л.Пахомовой
А за бурьяном, на фоне низеньких окраинных домишек высился, ослепляя своей белизной, огромный храм — один из трёх, что определяют неповторимое и своеобразное историческое и архитектурное лицо Елабуги Фото © Л.Пахомовой 2011

А за бурьяном, на фоне низеньких окраинных домишек высился, ослепляя своей белизной, огромный храм — один из трёх, что определяют неповторимое и своеобразное историческое и архитектурное лицо Елабуги

И наплывающие по временам низкие свинцовые облака только оттеняли праздничное настроение этого весёлого солнечного дня, делая его ещё ярче, торжественнее и краше. Фото Л.Пахомовой
И наплывающие по временам низкие свинцовые облака только оттеняли праздничное настроение этого весёлого солнечного дня, делая его ещё ярче, торжественнее и краше Фото © Л.Пахомовой 2011

И наплывающие по временам низкие свинцовые облака только оттеняли праздничное настроение этого весёлого солнечного дня, делая его ещё ярче, торжественнее и краше

Шёл октябрь. Шумели на ветру листьями ветви деревьев, покачивали и кланялись метёлками и колосьями травы и сияло под солнцем золото куполов — и был в этот день праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Фото Л.Пахомовой
Шёл октябрь. Шумели на ветру листьями ветви деревьев, покачивали и кланялись метёлками и колосьями травы и сияло под солнцем золото куполов — и был в этот день праздник Покрова Пресвятой Богородицы Фото © Л.Пахомовой 2011

Шёл октябрь. Шумели на ветру листьями ветви деревьев, покачивали и кланялись метёлками и колосьями травы и сияло под солнцем золото куполов — и был в этот день праздник Покрова Пресвятой Богородицы



Публикации по теме:
Покровская церковь (альбом одной фотографии)


Покрова Пресвятой Богородицы

‹ предыдущий   следующий ›

Опубликовано 30 ноября 2013


Наверх
blog comments powered by Disqus